Магистранты ППиСО создали стартап-проект игры «Портрет родного города»
Федеральная программа «Стартап как диплом» действует в России с 2019 года. Она служит альтернативной формой выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации. По сравнению со стандартным ВКР «Стартап как диплом» предлагает протестировать в выпускной работе свои предпринимательские компетенции и сформировать траекторию успешного бизнеса. Учащийся должен понять, что в финале ему нужно создать не просто текст, в котором он отразит результаты своего тематического исследования, а готовый продукт – собственный бизнес-проект.
Во время подготовки ВКР как стартапа студенту помогают научный руководитель и наставники, они буквально учат его мыслить как предприниматель: изучить рынок, конкурентов, найти возможных партнёров, рассчитать риски и понять, как он будет реализовывать свой товар.
Стартап-проекты могут создавать студенты разных специальностей. Например, на факультете психолого-педагогического и специального образования Саратовского университета магистранты 2 курса – Лилия Сагутдинова, Ирина Двойнина и Екатерина Сапоненко – под руководством заведующей кафедрой начального естественно-математического образования Е.Е. Морозовой и доцента той же кафедры О.А. Исаевой работают над проектом «Игра-стратегия "Портрет родного города"».
Этот проект, как и иные проекты, созданные гуманитариями, станет частью креативного направления в предпринимательском проектировании.
По словам команды разработчиков, игра-стратегия «Портрет родного города» позволит педагогам и учащимся погрузиться в культурно-историческую атмосферу Саратова, познакомиться с уникальными особенностями родного края, составить коллективную модель (портрет) города.
«Наш проект имеет формат игры, поскольку это самая доступная и эффективная технология обучения учащихся начальных классов. Игра-стратегия «Портрет родного города», её правила и сюжет как раз рассчитаны на детей от 7 до 9 лет», – сказала Лилия Сагутдинова.
Игра направлена на формирование духовно-нравственных ценностей и социализацию учащихся младших классов. Она позволяет освоить большое количество социально значимых понятий.
«Игрок может быстро и эффективно освоить систему естественно-научных, экологических, социокультурных понятий, которые используются в пространстве школы, города, села, малой Родины и России в целом. Ещё игра даст игроку понимание того, какое место занимает наследие родного края в жизни подрастающей личности, её близких», – пояснила Ирина Двойнина.
Сюжет игры довольно простой и увлекательный, позволяющий выйти за границы восприятия в сказочный мир родного города. В концепции игры Екатерина Сапоненко провела параллели между молодым человеком, который должен отправиться в «большую самостоятельную жизнь», и Саратовом: «Молодой "парень – город Саратов" живёт на планете Земля со своей дружной семьёй: матушкой Экономикой, батюшкой Историком, тётушкой Природой, сестрицей Экологией и сестрицей Культурой. Однако вскоре ему нужно определяться с ценностными ориентирами своей жизни и выбрать пути развития в соответствии с духовно-нравственными предпочтениями его жителей, участников игровой деятельности».
Игра состоит из четырёх этапов. На первом из них игроки знакомятся с главными героями, угадывают объекты родного города на игровой карте. На втором – передвигаются по «карте-бродилке», расширяют свои представления о функциональном значении объектов города и ориентирах для его жителей.
Уже на третьем этапе игроки разрабатывают собственную модель – образ города будущего. При этом в «портрете» учитываются самостоятельно выбранные духовно-нравственные ценности. Например, «Саратов – город трудовой доблести», «город дружбы народов», «семейных традиций», «помощник России», «город, устремлённый в космос» и так далее. Чтобы участники игры не потерялись в таком многообразии, разработаны карточки-ориентиры.
Финал игры – создание коллективной модели родного города как объекта экологического, экономического и социокультурного назначения. Но это ещё не всё. Игроки должны направить результаты своей творческой работы в научный центр Саратовского университета имени Н.Г. Чернышевского. Цифровой формат сопровождения игры на заключительном этапе обеспечивает студентка 3 курса факультета компьютерных наук и информационных технологий Шевцова Варвара под руководством заведующей кафедрой технологий программирования на базе филиала ООО «Мирантис ИТ» в г. Саратове И.А. Батраевой. Затем ребята с помощью студентов составляют коллективный «Портрет родного города», описывают направления развития города и области с учётом проявленного духовно-нравственного потенциала молодого поколения.
Игра станет хорошим подспорьем и для педагогов. Почему? Появится новый инструмент для преподавания краеведения, увеличится число походных и экскурсионных маршрутов и произойдёт совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере детского и юношеского краеведения. Не менее полезной игра «Портрет родного города» будет для родителей учащихся. Они смогут принять участие в краеведческих мероприятиях, создать родительские объединения, в которых они будут искать решение для духовно-нравственного развития своих детей.
Сейчас игра существует в тестовом режиме и, по словам Е.Е. Морозовой, апробация проходит на базе школы № 60 имени Героя Советского Союза П.Ф. Батавина.
Игра-стратегия «Портрет родного города» является уникальным проектом, аналогов которому в Саратове нет. Проект может быть реализован в любом регионе России, но с учётом специфики этого края или области.
Аэлита Пономарёва, фото из личного архива героев