Понимающая педагогика: Е.А. Александрова о профессии педагога
Заведующая кафедрой методологии образования факультета психолого-педагогического и специального образования Е.А. Александрова – преподаватель в третьем поколении. Научные идеи и авторские педагогические практики Екатерины Александровны известны не только в Саратовской области, но и за пределами страны. Профессор уверена, что каждый педагог в первую очередь – психолог. Однако профессиональный путь Е.А. Александровой начинался с химии.
Педагогические корни
Любовь к науке и образованию Е.А. Александрова впитала с детства. Вдохновителями для Екатерины Александровны стали педагоги из её семьи – дедушка Иосиф Петрович и дядя Владислав Иосифович.
Иосиф Петрович Кляев родился в 1905 году в русской Польше. С 1916 года он вместе с семьёй жил в Царицыне (теперь Волгоград). В 1937 году работал директором волгоградской школы. После переезда в 1939 году в Саратов Иосиф Петрович в течение 10 лет был заведующим кафедрой истории партии в зооветеринарном институте, затем преподавал историю коммунистической партии в экономическом институте. С 1959 по 1967 год заведовал кабинетом истории партии в Саратовском университете.
«Дедушка писал диссертацию, посвящённую Иосифу Сталину, а потом Сталина не стало. В детстве я бегала в сарай смотреть на эту перевязанную верёвочками диссертацию, которая лежала, лежала и, конечно, канула в Лету. Дедушка так и не защитил диссертацию, но историю партии преподавал», – рассказывает Е.А. Александрова.
Иосиф Петрович объяснял внучке историю страны через историю партии. «Манера его изложения материала поразила меня в детстве до глубины души: как может лектор читать таким хорошо поставленным голосом, отвечать просто на трудные детские вопросы?» – вспоминает Екатерина Александровна.
Дядя Е.А. Александровой Владислав Иосифович Кляев в 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по химии и с 1974 года работал проректором по заочному обучению педагогического института. В том же году он стал заведующим кафедрой неорганической химии и деканом факультета естествознания, куда через несколько лет поступит Екатерина Александровна. Деканом Владислав Иосифович работал 25 лет – до 1998 года. Почти все эти годы факультет занимал лидирующие позиции в институте.
После присоединения педагогического института к СГУ Владислав Иосифович до 2008 года работал заместителем директора Института химии. В.И. Кляев имеет многочисленные награды: значок «Отличник народного просвещения РСФСР», почётный знак Высшей школы СССР «За отличные успехи в работе», медаль «Ветеран труда». Общий стаж его преподавательской деятельности в университете составляет 34 года.
Именно Владислав Иосифович приобщил Екатерину Александровну к науке: «Дядя меня с молодых ногтей приучал к химии, показывая самые разнообразные волшебные опыты. Не влюбиться в исполнение этих опытов было невозможно. Он научил меня, как мне тогда казалось, игре – читать лекции для своих домашних. В детстве я собирала всю семью, брала глобус, ставила кафедру и читала лекции об устройстве Вселенной. Дядя меня научил делать и рукописные журналы, один из номеров у меня до сих пор сохранился».
Связан с педагогикой и отец Е.А. Александровой. Работая на заводе, Александр Фёдорович Крошнев некоторое время преподавал начертательную геометрию в политехническом институте. Со стороны мужа Е.А. Александровой тоже есть педагоги. Свекровь Ольга Вячеславовна в 1965 году окончила физический факультет СГУ и с 1967 по 2009 год преподавала физику в школе № 19 (сейчас – гимназия № 1). Свёкор Александр Борисович преподавал в Вавиловском университете и СГТУ имени Гагарина Ю.А. Его общий стаж – более 30 лет.
Никогда не говори «никогда»
О своей карьере Екатерина Александровна говорит так: «В моей судьбе всегда были повороты туда, куда я не хотела, поэтому никогда не говорите Вселенной “нет”». Сначала будущий педагог не хотела быть учителем – лишь лаборантом кабинета химии. Но после окончания в 1987 году факультета естествознания Педагогического института Екатерина Александровна стала преподавать химию и биологию в школе № 42.
Ученики проверяли молодого педагога на смелость: подбрасывали гусениц, курили в форточку, распевали на уроках «Вот кто-то с горочки спустился». Однако Екатерина Александровна сумела найти подход к детям – даже пела вместе с ними. Опыт работы в школе дал Екатерине Александровне чёткое понимание: воспитание первично, обучение вторично.
В 1992 году Е.А. Александрова проходила программу повышения квалификации в Институте педагогических инноваций Российской академии образования в Москве. Эта программа, организованная известным педагогом О.С. Газманом, готовила учителей к новой должности освобождённого классного воспитателя, или куратора. Е.А. Александрова вошла в число первых освобождённых классных воспитателей (кураторов) в Саратовской области. С ребятами из своего класса Екатерина Александровна ходила на байдарках в многодневные походы, с коллегами разрабатывала сценарии и проводила балы.
«Затем я произнесла фразу, определившую следующую ступень: “Я всегда буду только классным руководителем, я не хочу быть ни директором, ни завучем!” После этого я стала заместителем директора по учебной работе в Саратовском педагогическом колледже», – рассказывает Е.А. Александрова.
Академическая свобода
В 1995 году по приглашению своего научного руководителя Г.К. Париновой Екатерина Александровна работала ассистентом кафедры педагогики в Педагогическом институте. Через два года Е.А. Александрова защитила кандидатскую диссертацию «Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре», а в 1999 году стала доцентом.
«Университет даёт необыкновенную возможность для собственного роста. В университете меня привлекает академическая свобода, возможность заниматься научной работой и помочь будущим педагогам понять самоценность Детства. На решение перейти в университет повлияла и семья. Корни никуда не денешь, кафедру из детства никуда не денешь, глобус надо было где-то применить», – говорит Екатерина Александровна.
По инициативе Екатерины Александровны в 2004 году при кафедре педагогики возникла лаборатория продуктивного образования, участники которой организовали ежегодную Международную конференцию «От школьного проекта – к профессиональной карьере» и Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства», который проводится до сих пор.
В 2006 году Е.А. Александрова стала доктором педагогических наук, защитив в Тюменском университете диссертацию «Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий». С 2014 года Екатерина Александровна заведует кафедрой методологии образования факультета ППиСО.
Научная школа
Научные интересы Е.А. Александровой берут начало из опыта общения с коллегами и Педагогами «с большой буквы»: «В моей жизни встречались удивительные люди, которые помогали мне понять себя и поддерживали мои начинания. Это заведующая кафедрой методологии образования, профессор Галина Константиновна Паринова. Долгое время она была заведующей кафедрой педагогики в педагогическом институте. Это знаменитый Олег Семёнович Газман, который ввёл в науку термин “педагогическая поддержка”. Это Ната Борисовна Крылова. Я была её аспиранткой, и благодаря ей в моей судьбе появилось понятие “самоопределение”. Это Ирина Евгеньевна Видт, которая была научным консультантом моей докторской диссертации».
Педагогической поддержкой, образовательной средой и антропологическим подходом Е.А. Александрова заинтересовалась в процессе обучения в аспирантуре Института педагогических инноваций у О.С. Газмана и члена-корреспондента Российской академии образования В.И. Слободчикова. Методология образования в жизни Екатерины Александровны появилась благодаря академику В.И. Загвязинскому. Е.А. Александрова до сих пор хранит черновик автореферата своей докторской диссертации с его комментариями.
Научный поиск Екатерины Александровны в направлении гуманизации и индивидуализации образования уходит корнями в её детство. «До старших классов я редко посещала школу в силу своей болезни. Однако мне удалось построить свой индивидуальный образовательный маршрут. Говоря словами Марка Твена, “я никогда не позволяла школе вмешиваться в моё образование”. Уже во взрослом возрасте мне, как исследователю, стало интересно: как помочь каждому ребёнку построить свой индивидуальный маршрут так, чтобы он состоялся в этой жизни?» – рассказывает Е. А. Александрова.
На основе обмена опытом с российскими и зарубежными коллегами более 10 лет назад начала формироваться научная школа Е.А. Александровой. Теперь идеи «Педагогического сопровождения развития личности в образовательном процессе» развиваются в научных работах учеников Екатерины Александровны. Под её руководством защищено 24 кандидатских диссертаций и одна докторская.
«Работа всех моих аспирантов посвящена тому, как сделать так, чтобы Ребёнок захотел пойти своей дорогой, чтобы педагог не вмешивался в процесс его образования, чтобы он научил его, как надо идти, а потом, наблюдая, дал понять, что он рядом, в любой момент готов поддержать и помочь», – говорит Екатерина Александровна.
Е.А. Александрова опубликовала более 250 научных работ, посвящённых индивидуализации образования, воспитанию, работе классного руководителя и тьютора. Научные труды профессора выходят в таких престижных издательствах, как «Народное образование», «Первое сентября», «Сентябрь». Екатерина Александровна – заместитель главного редактора журналов «Азимут научных исследований: педагогика и психология», «Известия СГУ. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития», член редколлегий журналов «Гуманитарные науки и образование»и многих других.
«Все мы родом из детства, – вспоминает слова Антуана де Сент-Экзюпери Екатерина Александровна. – Всё, что заложили в меня дедушка и дядя, проявилось во взрослой жизни: я стою за кафедрой, я читаю лекции, я люблю свой глобус, который до сих пор ходит со мной на тренинги, и я издаю журналы».
Сегодня Екатерина Александровна участвует в конференциях и семинарах, руководит научной работой студентов и аспирантов, создаёт тренинги для детей, родителей и педагогов, помогает старшеклассникам – ученикам Педагогического класса СГУ увидеть интересное в педагогике. Не обходятся без её участия фестиваль «Неделя педагогического образования» и Международный форум «Гуманизация образовательного пространства». При этом профессор успевает путешествовать и заниматься творчеством.
«У меня есть свои ресурсные моменты, – делится секретом Екатерина Александровна. – Во-первых, это мой громадный пёс Атос – немецкая длинношёрстная овчарка, которая в моих каналах в Telegram и «ВКонтакте» присутствует, по-моему, чаще, чем остальные члены семьи. И, как ни банально, это вышивка крестиком».
«Очень хочется сделать жизнь детей в школе лучше, – признаётся Екатерина Александровна. – Я рассказываю о своих идеях, о маленьких приёмчиках, о том, что действительно можно организовать в школе, и если жизнь хоть одного детёныша станет от этого ярче, то я не зря это делаю. Занимающий понимающую позицию педагог помогает ребёнку лучше, ярче и спокойнее прожить период детства».
Полина Громова