Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Особый статус

В День учителя поговорим о главном: что меняется в университетской подготовке педагогов, как повысить в будущем статус профессии? Наш компетентный собеседник – председатель научно-методического совета СГУ по педагогическому образованию, заведующая кафедрой русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «Гуманитарно-экономический лицей», доктор филологических наук Ольга Ивановна Дмитриева.

 

– В наши школьные годы День учителя отмечали в первое воскресенье октября. Затем его приурочили ко Всемирному дню учителей 5 октября. Вам какая дата ближе?

– Теперь мне ближе 5 октября. Праздник стал всемирным, и это само по себе говорит об отношении к профессии. У школы к этому празднику особое отношение, причём во все времена. С тех пор как педагогическое образование активно вошло в нашу университетскую жизнь, мы поздравляем друг друга с Днём учителя и каждый университетский преподаватель считает его своим профессиональным праздником.

– Конечно, в День учителя не только в школах царит особая атмосфера. А с чем лично у вас ассоциируется этот праздник?

– Может быть, это несколько неожиданная ассоциация. Мы когда-то поменяли место жительства и переехали из Степного, где отец работал нефтяником, а мама была школьным учителем химии, в Саратов. Я училась в 8-м классе. Первое время корреспонденцию получали до востребования.  Как-то пришли на почту в День учителя, и нам выдали огромную пачку поздравительных открыток. Работники почты были удивлены: кто же вам столько пишет? «Это мои ученики меня не забывают», – ответила мама. Впечатление было настолько сильным, что закрепило в сознании связь не только с праздником, но и с отношением к профессии учителя.

Так что я педагог уже в третьем поколении – вслед за мамой и бабушкой. В школе моими самыми любимыми учителями были словесники, а также учителя истории и английского языка. Уже тогда была привита любовь к книге, к чтению. А отсюда выросла и любовь к филологии.

– Очень показательны результаты недавнего статистического опроса: оказалось, что 97 процентов россиян помнят, как звали их первого классного руководителя. Вы вспоминаете своих учителей? Кто оставил о себе след, добрую память?

 – Конечно, я помню свою первую учительницу Марию Александровну Юдину, вообще помню всех любимых школьных учителей русского языка и литературы, истории, английского языка. А главными своими наставниками считаю университетских преподавателей – это Лидия Ивановна Баранникова, Мара Борисовна Борисова, Галина Георгиевна Полищук, Эльвира Максимовна Ножкина, Олег Иванович Ильин. Кстати, первую лекцию Галины Георгиевны я помню до сих пор от начала до конца. Меня просто заворожил предлагаемый материал, его живая, яркая подача. Именно тогда я почувствовала – это моё, мне здесь хорошо! Все наши преподаватели были очень разными, и каждый – личность. Ольга Борисовна Сиротинина была оппонентом на защите моего диплома, и эту защиту тоже помню в деталях. Возникла даже научная дискуссия по вопросу о характере включения средств живой разговорной речи в художественный текст. Тогда я испытывала перед научным авторитетом Ольги Борисовны священный трепет и очень волновалась.  Потом она стала моим учителем на всю жизнь.

– Вы были деканом факультета русской словесности Педагогического института, сейчас занимаетесь подготовкой будущих учителей в СГУ, возглавляете научно-методический Совет по педагогическому образованию, проблемами которого занимаетесь и как исследователь. А в чём заключаются эти проблемы, и насколько изменились современные требования к подготовке педагогов?

– Традиционные требования неизменны – это профессионализм, хорошая предметная подготовка и любовь к детям, конечно. А вот деятельность в условиях новых федеральных стандартов меняет саму концепцию образования. Это уже субъект-субъектные отношения между учеником и учителем, когда ученика надо заинтересовать, включить в процесс обучения, а знания он должен научиться получать и сам. Как это осуществить на практике – прямо скажем, непростая задача.

Учитель сегодня действует в условиях применения своих многозадачных возможностей. Время требует от него использования самых разных педагогических технологий, он активно включён в процесс интернет-коммуникации, даже проблемы компьютерной безопасности в сетевом общении решает тоже учитель. Он должен уметь рационально применять и дистанционные формы обучения, которые были вынужденными, но оказались эффективными. Всё это требует определённой подготовки.

Современному учителю приходится работать в условиях инклюзивного обучения, когда в классе оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья и надо выстраивать с ними работу по индивидуальной траектории. Очень многим учителям русского языка и литературы приходится работать в условиях полиэтнического класса, где учатся дети с разным уровнем владения языком. Так что современному педагогу приходится нелегко, от него требуется владение многими компетенциями.

 В университете мы разрабатываем программы с учётом всех актуальных требований.  Например, сегодня не только у магистрантов, но и у студентов-бакалавров ведутся различные курсы, связанные с инклюзивным образованием, магистранты изучают такие дисциплины, как «Менеджмент в образовании», «Научные основы школьного учебника», «Медийное образование школьника».

– Сегодня в СГУ в рамках нового стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» выстраивается многоступенчатая система педагогического образования. Есть ли уже практический эффект от реализации этих, можно сказать, уникальных проектов?

– Важно, что в университете сложилась система взаимодействия всех структурных подразделений, где осуществляется подготовка будущих учителей. Координатором и организатором этой работы является руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Елена Генриховна Елина. Сложился настоящий педагогический актив, готовый осуществлять и генерировать перспективные идеи. Объединяющую роль играет и научно-методический совет по педагогическому образованию, в который входят представители структурных подразделений, готовящих педагогов.

Второй год успешно продолжает работу Виртуальный педагогический класс, его выпускники демонстрируют лучшие показатели во время приёмной компании: студентами СГУ в этом году стали 87 процентов выпускников педкласса прошлого учебного года. А ещё это летняя школа для одарённых детей «Созвездие» и очень важный для нас конкурс «Шаг в профессию», где имеют возможность проявить свои способности студенты выпускных курсов – будущие талантливые учителя. Это и Центр поддержки молодых учителей «CONSILIUM», и летняя Школа молодых учителей, которая в августе прошла во второй раз на базе СГУ. 

Более активно и регулярно мы могли бы заниматься и повышением квалификации учителей по самой разной проблематике, тем более у нас уже имеется такой положительный опыт. Например, для учителей-словесников проводилось на базе СГУ повышение квалификации по направлению «Методика организации научно-исследовательской и проектной работы школьников». Важно отметить, что на дискуссионных площадках ежегодного научно-образовательного фестиваля «Неделя педагогического образования» в СГУ как раз и проходят апробацию наиболее актуальные проблемы современного школьного образования.

– Ольга Ивановна, в одном из своих комментариев вы утверждали, что учить учителя в отрыве от реальной школы нельзя. Базовая кафедра русской филологии и медиаобразования на базе Гуманитарно-экономического лицея, которую вы возглавляете, как раз и выполняет эту посредническую миссию?

– Лицею исполняется 25 лет, нашей базовой кафедре – 10. Что за это время произошло наиболее важного в наших отношениях? Мы выработали разные формы взаимодействия со школой. Базовая кафедра – организатор трёх основных педагогических практик студентов-педагогов за время их обучения в Институте филологии и журналистики СГУ. Кафедра – это своеобразная творческая лаборатория, которая на базе лицея проводит апробацию творческих уроков студентов, планирующих своё дальнейшее участие в профессиональных конкурсах, организует для студентов мастер-классы опытных учителей. Кроме того, наше сотрудничество позволяет увидеть, чем школа живёт сегодня, что волнует, интересует самих учителей. Мы проводим научно-методические семинары кафедры для учителей. Например, 24 октября планируется очередной онлайн-семинар на тему «От школьного сочинения-рассуждения к итоговому сочинению и к ЕГЭ по литературе». За десять лет на этом семинаре мы смогли обсудить много важных научно-методических вопросов.  В ноябре пройдёт очередная региональная конференция «Проблемы современного школьного филологического образования», которая объединяет вузовских преподавателей и школьных учителей-словесников.

Важное направление университетской деятельности – работа с молодыми учителями. Многие из начинающих педагогов стали нашими магистрантами или были ими. Мы их называем «агентами педагогического влияния», потому что через них сообщаем о наших мероприятиях, доводим многие свои идеи до школ.

Кстати, если говорить о посреднической миссии кафедры, то на её базе подготовлены пять победителей конкурса «Шаг в профессию». Наши выпускники в дальнейшем становятся участниками и победителями в разных номинациях таких профессиональных конкурсов, как «Педагогический дебют», «Учитель, которого ждут» и даже «Учитель года».

Сегодня, в День учителя, завершился конкурс «Учитель года России – 2023». В нём победил наш выпускник, мой бывший аспирант Олег Игоревич Янковский. Мы со студентами, со всеми преподавателями за него болели, отслеживали все этапы конкурса и желали Олегу победы.

– Каждый год университет выпускает в среднем полторы тысячи педагогов. Вам удаётся сохранять обратную связь с выпускниками? Какими проблемами они с вами делятся?

– Мы встречаемся с выпускниками на всех наших площадках, о которых уже говорилось, на семинарах и на конференциях. Для меня был полезным и радостным опыт участия этим летом в «Диалогах на Волге», организованных руководителями профсоюзной организации работников образования. Диалоги проходили в путешествии до Волгограда на теплоходе «Валерий Чкалов». Программа предусматривала неформальные контакты с молодыми творчески настроенными учителями, в основном участниками разных конкурсов – «Педагогического дебюта», «Учителя года» и других. Как же приятно было увидеть там своих выпускников! Особенно порадовало, что многие из них работают в сельских школах, что так заинтересованы в своём творческом развитии. В такие минуты осознаёшь, что все наши усилия не напрасны.

Вскоре после этой поездки, в августе, в СГУ прошла Вторая Летняя школа для молодых учителей, и снова мы встретились с выпускниками. Они были очень рады, что могут прийти в родной университет и получить ответы на волнующие их вопросы. Ведь первые три года работы в школе, можно сказать, самые сложные. Иногда я наблюдаю, как хорошо подготовленные и мотивированные педагоги не находят достаточной поддержки в школе и не всегда могут преодолеть первые испытания. Запрос на разговор о месте молодого учителя в коллективе, об отношениях с опытными педагогами сегодня очевиден, и мы готовы к этому диалогу.

– 2023 год был объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника. Что, по-вашему, это дало с точки зрения повышения статуса профессии педагога?

– Это дало импульс к осмыслению самого статуса. Мы почувствовали много внимания к профессии учителя. На учителя наконец-то перестали смотреть как на человека, оказывающего образовательную услугу. Возвращается уважение к его особой, никем не заменимой роли в обществе. Неслучайно тема последней «Недели педагогического образования» в СГУ звучала так: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на земле!».

Я смотрю на учителей – участников Всероссийского конкурса «Учитель года – 2023»: насколько это разные, яркие, интересные, свободные, самостоятельные люди, которые становятся для нас путеводной звёздочкой, указывающей, в каком направлении можно двигаться дальше.

Хотелось бы пожелать своим коллегам и будущим учителям творческого отношения к своему делу. Вы выбрали самую замечательную профессию – так держать!

 

 Беседовала Тамара Корнева, фото из личного архива