В День учителя поговорим о главном: что меняется в университетской подготовке педагогов, как повысить в будущем статус профессии? Наш компетентный собеседник – председатель научно-методического совета СГУ по педагогическому образованию, заведующая кафедрой русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «Гуманитарно-экономический лицей», доктор филологических наук Ольга Ивановна Дмитриева.
– В наши школьные годы День учителя отмечали в первое воскресенье октября. Затем его приурочили ко Всемирному дню учителей 5 октября. Вам какая дата ближе?
– Теперь мне ближе 5 октября. Праздник стал всемирным, и это само по себе говорит об отношении к профессии. У школы к этому празднику особое отношение, причём во все времена. С тех пор как педагогическое образование активно вошло в нашу университетскую жизнь, мы поздравляем друг друга с Днём учителя и каждый университетский преподаватель считает его своим профессиональным праздником.
– Конечно, в День учителя не только в школах царит особая атмосфера. А с чем лично у вас ассоциируется этот праздник?
– Может быть, это несколько неожиданная ассоциация. Мы когда-то поменяли место жительства и переехали из Степного, где отец работал нефтяником, а мама была школьным учителем химии, в Саратов. Я училась в 8-м классе. Первое время корреспонденцию получали до востребования. Как-то пришли на почту в День учителя, и нам выдали огромную пачку поздравительных открыток. Работники почты были удивлены: кто же вам столько пишет? «Это мои ученики меня не забывают», – ответила мама. Впечатление было настолько сильным, что закрепило в сознании связь не только с праздником, но и с отношением к профессии учителя.
Так что я педагог уже в третьем поколении – вслед за мамой и бабушкой. В школе моими самыми любимыми учителями были словесники, а также учителя истории и английского языка. Уже тогда была привита любовь к книге, к чтению. А отсюда выросла и любовь к филологии.
– Очень показательны результаты недавнего статистического опроса: оказалось, что 97 процентов россиян помнят, как звали их первого классного руководителя. Вы вспоминаете своих учителей? Кто оставил о себе след, добрую память?
– Конечно, я помню свою первую учительницу Марию Александровну Юдину, вообще помню всех любимых школьных учителей русского языка и литературы, истории, английского языка. А главными своими наставниками считаю университетских преподавателей – это Лидия Ивановна Баранникова, Мара Борисовна Борисова, Галина Георгиевна Полищук, Эльвира Максимовна Ножкина, Олег Иванович Ильин. Кстати, первую лекцию Галины Георгиевны я помню до сих пор от начала до конца. Меня просто заворожил предлагаемый материал, его живая, яркая подача. Именно тогда я почувствовала – это моё, мне здесь хорошо! Все наши преподаватели были очень разными, и каждый – личность. Ольга Борисовна Сиротинина была оппонентом на защите моего диплома, и эту защиту тоже помню в деталях. Возникла даже научная дискуссия по вопросу о характере включения средств живой разговорной речи в художественный текст. Тогда я испытывала перед научным авторитетом Ольги Борисовны священный трепет и очень волновалась. Потом она стала моим учителем на всю жизнь.
– Вы были деканом факультета русской словесности Педагогического института, сейчас занимаетесь подготовкой будущих учителей в СГУ, возглавляете научно-методический Совет по педагогическому образованию, проблемами которого занимаетесь и как исследователь. А в чём заключаются эти проблемы, и насколько изменились современные требования к подготовке педагогов?
– Традиционные требования неизменны – это профессионализм, хорошая предметная подготовка и любовь к детям, конечно. А вот деятельность в условиях новых федеральных стандартов меняет саму концепцию образования. Это уже субъект-субъектные отношения между учеником и учителем, когда ученика надо заинтересовать, включить в процесс обучения, а знания он должен научиться получать и сам. Как это осуществить на практике – прямо скажем, непростая задача.
Учитель сегодня действует в условиях применения своих многозадачных возможностей. Время требует от него использования самых разных педагогических технологий, он активно включён в процесс интернет-коммуникации, даже проблемы компьютерной безопасности в сетевом общении решает тоже учитель. Он должен уметь рационально применять и дистанционные формы обучения, которые были вынужденными, но оказались эффективными. Всё это требует определённой подготовки.
Современному учителю приходится работать в условиях инклюзивного обучения, когда в классе оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья и надо выстраивать с ними работу по индивидуальной траектории. Очень многим учителям русского языка и литературы приходится работать в условиях полиэтнического класса, где учатся дети с разным уровнем владения языком. Так что современному педагогу приходится нелегко, от него требуется владение многими компетенциями.
В университете мы разрабатываем программы с учётом всех актуальных требований. Например, сегодня не только у магистрантов, но и у студентов-бакалавров ведутся различные курсы, связанные с инклюзивным образованием, магистранты изучают такие дисциплины, как «Менеджмент в образовании», «Научные основы школьного учебника», «Медийное образование школьника».
– Сегодня в СГУ в рамках нового стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» выстраивается многоступенчатая система педагогического образования. Есть ли уже практический эффект от реализации этих, можно сказать, уникальных проектов?
– Важно, что в университете сложилась система взаимодействия всех структурных подразделений, где осуществляется подготовка будущих учителей. Координатором и организатором этой работы является руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Елена Генриховна Елина. Сложился настоящий педагогический актив, готовый осуществлять и генерировать перспективные идеи. Объединяющую роль играет и научно-методический совет по педагогическому образованию, в который входят представители структурных подразделений, готовящих педагогов.
Второй год успешно продолжает работу Виртуальный педагогический класс, его выпускники демонстрируют лучшие показатели во время приёмной компании: студентами СГУ в этом году стали 87 процентов выпускников педкласса прошлого учебного года. А ещё это летняя школа для одарённых детей «Созвездие» и очень важный для нас конкурс «Шаг в профессию», где имеют возможность проявить свои способности студенты выпускных курсов – будущие талантливые учителя. Это и Центр поддержки молодых учителей «CONSILIUM», и летняя Школа молодых учителей, которая в августе прошла во второй раз на базе СГУ.
Более активно и регулярно мы могли бы заниматься и повышением квалификации учителей по самой разной проблематике, тем более у нас уже имеется такой положительный опыт. Например, для учителей-словесников проводилось на базе СГУ повышение квалификации по направлению «Методика организации научно-исследовательской и проектной работы школьников». Важно отметить, что на дискуссионных площадках ежегодного научно-образовательного фестиваля «Неделя педагогического образования» в СГУ как раз и проходят апробацию наиболее актуальные проблемы современного школьного образования.
– Ольга Ивановна, в одном из своих комментариев вы утверждали, что учить учителя в отрыве от реальной школы нельзя. Базовая кафедра русской филологии и медиаобразования на базе Гуманитарно-экономического лицея, которую вы возглавляете, как раз и выполняет эту посредническую миссию?
– Лицею исполняется 25 лет, нашей базовой кафедре – 10. Что за это время произошло наиболее важного в наших отношениях? Мы выработали разные формы взаимодействия со школой. Базовая кафедра – организатор трёх основных педагогических практик студентов-педагогов за время их обучения в Институте филологии и журналистики СГУ. Кафедра – это своеобразная творческая лаборатория, которая на базе лицея проводит апробацию творческих уроков студентов, планирующих своё дальнейшее участие в профессиональных конкурсах, организует для студентов мастер-классы опытных учителей. Кроме того, наше сотрудничество позволяет увидеть, чем школа живёт сегодня, что волнует, интересует самих учителей. Мы проводим научно-методические семинары кафедры для учителей. Например, 24 октября планируется очередной онлайн-семинар на тему «От школьного сочинения-рассуждения к итоговому сочинению и к ЕГЭ по литературе». За десять лет на этом семинаре мы смогли обсудить много важных научно-методических вопросов. В ноябре пройдёт очередная региональная конференция «Проблемы современного школьного филологического образования», которая объединяет вузовских преподавателей и школьных учителей-словесников.
Важное направление университетской деятельности – работа с молодыми учителями. Многие из начинающих педагогов стали нашими магистрантами или были ими. Мы их называем «агентами педагогического влияния», потому что через них сообщаем о наших мероприятиях, доводим многие свои идеи до школ.
Кстати, если говорить о посреднической миссии кафедры, то на её базе подготовлены пять победителей конкурса «Шаг в профессию». Наши выпускники в дальнейшем становятся участниками и победителями в разных номинациях таких профессиональных конкурсов, как «Педагогический дебют», «Учитель, которого ждут» и даже «Учитель года».
Сегодня, в День учителя, завершился конкурс «Учитель года России – 2023». В нём победил наш выпускник, мой бывший аспирант Олег Игоревич Янковский. Мы со студентами, со всеми преподавателями за него болели, отслеживали все этапы конкурса и желали Олегу победы.
– Каждый год университет выпускает в среднем полторы тысячи педагогов. Вам удаётся сохранять обратную связь с выпускниками? Какими проблемами они с вами делятся?
– Мы встречаемся с выпускниками на всех наших площадках, о которых уже говорилось, на семинарах и на конференциях. Для меня был полезным и радостным опыт участия этим летом в «Диалогах на Волге», организованных руководителями профсоюзной организации работников образования. Диалоги проходили в путешествии до Волгограда на теплоходе «Валерий Чкалов». Программа предусматривала неформальные контакты с молодыми творчески настроенными учителями, в основном участниками разных конкурсов – «Педагогического дебюта», «Учителя года» и других. Как же приятно было увидеть там своих выпускников! Особенно порадовало, что многие из них работают в сельских школах, что так заинтересованы в своём творческом развитии. В такие минуты осознаёшь, что все наши усилия не напрасны.
Вскоре после этой поездки, в августе, в СГУ прошла Вторая Летняя школа для молодых учителей, и снова мы встретились с выпускниками. Они были очень рады, что могут прийти в родной университет и получить ответы на волнующие их вопросы. Ведь первые три года работы в школе, можно сказать, самые сложные. Иногда я наблюдаю, как хорошо подготовленные и мотивированные педагоги не находят достаточной поддержки в школе и не всегда могут преодолеть первые испытания. Запрос на разговор о месте молодого учителя в коллективе, об отношениях с опытными педагогами сегодня очевиден, и мы готовы к этому диалогу.
– 2023 год был объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника. Что, по-вашему, это дало с точки зрения повышения статуса профессии педагога?
– Это дало импульс к осмыслению самого статуса. Мы почувствовали много внимания к профессии учителя. На учителя наконец-то перестали смотреть как на человека, оказывающего образовательную услугу. Возвращается уважение к его особой, никем не заменимой роли в обществе. Неслучайно тема последней «Недели педагогического образования» в СГУ звучала так: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на земле!».
Я смотрю на учителей – участников Всероссийского конкурса «Учитель года – 2023»: насколько это разные, яркие, интересные, свободные, самостоятельные люди, которые становятся для нас путеводной звёздочкой, указывающей, в каком направлении можно двигаться дальше.
Хотелось бы пожелать своим коллегам и будущим учителям творческого отношения к своему делу. Вы выбрали самую замечательную профессию – так держать!
Беседовала Тамара Корнева, фото из личного архива