31 октября в России отмечается День сурдопереводчика. Праздник объединяет ещё и сурдопедагогов, которые занимаются обучением людей с нарушениями слуха. В настоящий момент в Саратовской области работают 132 таких специалиста. Они – посредники в общении между глухими людьми и остальным миром.
Подготовку сурдопедагогов в Саратове проводит факультет психолого-педагогического и специального образования СГУ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль бакалавриата «Сурдопедагогика».
КАК СТАНОВЯТСЯ СУРДОПЕДАГОГАМИ И СУРДОПЕРЕВОДЧИКАМИ?
В Саратовском университете обучение по профилю «Сурдопедагогика» уникально: студенты могут выбрать ту сферу деятельности, которая для них ближе. Они могут стать как сурдопедагогами, учителями-дефектологами, так и сурдопереводчиками. Преподаватели факультета ППиСО во время обучения формируют для этого все необходимые компетенции.
С первого курса студенты изучают дактилологию и русский жестовый язык, а с третьего осваивают основы сурдоперевода. Вместе с тем студент имеет достаточную речевую практику при взаимодействии с детьми с нарушениями слуха в процессе разных видов практик и волонтёрской деятельности. Для трудоустройства в сфере сурдоперевода необходимо подтвердить квалификацию в установленном порядке и получить удостоверение сурдопереводчика.
Доцент кафедры коррекционной педагогики, руководитель лаборатории инклюзивного обучения СГУ Екатерина Николаевна Горина объясняет, с чем сталкиваются молодые люди, пришедшие в профессию, и рассказала о подготовке студентов – будущих сурдопедагогов:
«Сурдопедагог – это учитель, который обучает детей с нарушениями слуха слышать и говорить. Основная задача – научить глухого или слабослышащего ребёнка устной речи. Есть ошибочное мнение, что педагоги обучают таких ребят на основе жестовой речи. Это не так. Образовательный процесс строится на основе слова, а русский жестовый язык является нашим помощником в случае затруднений в понимании учебного материала, а также средством межличностного общения ребят. Не секрет, что глухой ребёнок в личном общении предпочитает свой родной для него жестовый язык. Но в процессе обучения мы должны побудить или мотивировать его к использованию устной речи, "влюбить в слово". В результате обучающийся с нарушенным слухом овладевает устной речью, что существенно расширяет возможности его социализации».
ЦЕННОСТЬ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА
Как студенты готовятся к взаимодействию с глухими людьми? Е.Н. Горина отвечает, что молодые люди изучают жестовый язык, как и любой другой иностранный. Обучающиеся накапливают лексику, овладевают грамматикой, занимаются речевой практикой. Умение общаться на жестовом языке позволяет понять глухого человека. Это важно, ведь такие люди мыслят и воспринимают окружающий мир иначе, чем слышащие.
В 2012 году русский жестовый язык был официально признан на государственном уровне «языком общения при наличии нарушении слуха и/или речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка России». По закону глухой человек имеет право на выбор средства коммуникации: может не пользоваться устной речью и общаться только с помощью русского жестового языка, также он имеет право на предоставление государственной услуги по переводу (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) для сопровождения при посещении лечебных, судебных и других госучреждений.
В детском саду и школе владение хотя бы основами этого навыка помогает объясняться с ребёнком, когда его устная речь только в начале формирования, способствует познавательному развитию неслышащего ребёнка в раннем возрасте. Вместе с тем бывают и такие случаи, когда формирование и развитие устной речи очень затруднено или невозможно, и здесь, к счастью, у нас есть альтернативное средство – русский жестовый язык. Его студенты изучают в университете, а практику они приобретают во время работы в школе – во взаимодействии с учениками и педагогами.
Марина Викторовна Никитина – классический сурдопереводчик, она преподаёт в университете дисциплины, связанные с обучением русскому жестовому языку, дактилологии и сурдопереводу. Сурдопедагог – это и психолог, и логопед, и дефектолог в одном лице, считает Марина Викторовна:
«Я знакомлю студентов с необыкновенным миром – миром глухих. Важно слышать, чувствовать и понимать людей с нарушениями слуха. Необходимо иметь желание помочь таким детям. Мы учим студентов слышать сердцем».
Во время обучения под руководством М.В. Никитиной молодые люди учат песни на жестовом языке – это уникальный вид искусства неслышащих. В течение года они разучивают произведения и в конце семестра выступают на концерте вместе с воспитанниками Школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 3 Энгельса.
Для М.В. Никитиной педагогика – это продолжение семейной традиции. Её отец Виктор Алексеевич работал директором школы-интерната для детей с нарушениями слуха, а мама Галина Николаевна – учителем русского языка и литературы в школе. Коллеги М.В. Никитиной отмечают, что ей удалось поучаствовать в жизни многих школ для ребят с нарушениями слуха в Саратове и Энгельсе.
«В свои школьные годы я часто бывала у папы на работе и записывала на видеокамеру праздники и мероприятия, которые проходили в интернате. Тогда я знакомилась с учениками – своими ровесниками. Во время общения я полюбила жестовый язык, захотела говорить так же и понимать таких людей. Сначала меня учили сами ребята, но затем я прошла профессиональную подготовку», – рассказывает М.В. Никитина.
КАК ВОССТАНОВИТЬ РЕЧЬ?
Сегодня протезированы имплантами или носят слуховые аппараты подавляющее большинство детей с нарушениями слуха. Многие из них имеют остаточный слух, а современные технические устройства позволяют компенсировать практически любую степень снижения слуха. Если аппарат не справляется с задачей – детям могут сделать операцию по внедрению кохлеарного импланта, который осуществляет перекодировку звуковых сигналов в электрические потенциалы и восстанавливает способность восприятия речи.
Основная задача сурдопедагога – проведение слухоречевой реабилитации ребёнка. Приобрести слуховой аппарат или сделать операцию не занимает много времени. Такие хирургические вмешательства в России проводят уже с 6-месячного возраста. Однако формирование и развитие слуховых и речевых способностей ребёнка на основе восстановленного слуха – это очень длительный процесс, занимает порядка 5-6 лет, и успех этой работы зависит от многих факторов.
«Сначала мы учим различать звук и тишину, потом ребёнок начинает воспринимать ограниченное количество слов и коротких предложений, необходимых ему в повседневной жизни. Со временем ученик расширяет лексический словарь: учится воспринимать, понимать и говорить фразы, короткие предложения, а затем и распространённые. Конечно, детям с нарушениями слуха необходимы как можно более раннее слухопротезирование и начало слухоречевой реабилитации. Дети, которые на момент поступления в школу не имеют приближенный к норме уровень слухового и речевого развития, имеют особые образовательные потребности и нуждаются в специальных условиях обучения, интенсивном коррекционном воздействии, что обеспечивает специальная (коррекционная) школа. А далее у всех очень разные пути: кто-то обучается по адаптированной программе, кто-то успешно интегрируется в условия массовой общеобразовательной школы. Наши ребята ничем не отличаются от своих сверстников. Они могут быть так же успешны в жизни, как и все остальные», – подчёркивает Е.Н. Горина.
ТЕОРИЯ НА ПРАКТИКЕ
Подготовка сурдопедагогов в Саратовском университете началась с 2017 года: этим летом состоялся 3-й выпуск студентов. Открытие этого профиля связано с запросом Саратовской области и Всероссийского общества глухих на таких специалистов. В СГУ уже были необходимые специалисты для старта нового профиля: учителей-дефектологов готовили с 1990 года, и многие выпускники других профилей – олигофренопедагогика, специальная психология, логопедия – успешно продолжают работать в образовательных учреждениях с детьми с нарушенным слухом.
Учиться на профиль «Сурдопедагогика» приходят высокомотивированные студенты: кто-то имеет опыт взаимодействия с неслышащими людьми и хочет научиться, как можно помогать им социализироваться, кто-то хочет овладеть именно русским жестовым языком. Многие увлекаются формированием, коррекцией и развитием речи, что неудивительно: сурдопедагогика и логопедия – слуховая и речевая работа – очень тесно связаны друг с другом. Конкурс на оба дефектологических профиля достаточно большой: обучающиеся не жалеют о своём выборе и чаще всего после обучения идут работать по профессии.
«Когда будущие сурдопедагоги знакомятся с детьми, они должны делать акцент на возможностях ребёнка, а не на его ограничениях. Этому подходу я и стараюсь учить студентов. Молодым людям важно найти свою точку опоры в работе с детьми. Кому-то тяжело заниматься обучением дошкольников, потому что это самое начало реабилитационного пути и немало трудностей предстоит преодолеть. Для самого ребёнка это всё должно быть легко и непринуждённо – в игре и в повседневном взаимодействии. Кому-то тяжело со школьниками – потому что уже есть вторичные нарушения в развитии, сформированные неправильные слухоречевые "привычки", которые исправить бывает гораздо сложнее. А кто-то, наоборот, "находит себя" на практике с подростками или во внеурочной деятельности», – отмечает Е.Н. Горина.
На первой ознакомительной практике студенты посещают Областной сурдологический центр и Центр образования и психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей Саратова. В сурдологическом центре они имеют возможность увидеть, как проходит исследование слуха, ближе познакомиться с основами аудиологии и слухопротезирования. В Центральной психолого-медико-педагогической комиссии они знакомятся с работой этого учреждения, где детям определяют образовательный маршрут. Затем студенты проходят летнюю практику в детском оздоровительном образовательном лагере имени Володи Дубинина, где становятся вожатыми у детей с нарушениями слуха. На третьем курсе будущие сурдопедагоги практикуются в дошкольных учреждениях компенсирующего типа и в начальных классах школ, где реализуются адаптированные образовательные программы для детей с нарушенным слухом. В конце обучения студенты имеют возможность проводить коррекционные занятия по развитию речи и слуховых возможностей. Студенты взаимодействуют с детьми разных возрастов.
Студентка 3 курса направления «Сурдопедагогика» Ольга Каймакова совсем недавно проходила практику в Детском саду комбинированного вида №158, где она работала со слабослышащими ребятами.
Ольга отмечает, что не каждый может понять специфику работы с глухими детьми: «Самое главное в работе – терпение, любовь к детям. К каждому нужно уметь найти свой подход. Некоторые ребята очень трудно идут на контакт. Другие, наоборот, очень активны – важно уделить внимание каждому. Я очень люблю жестовый язык, всегда поддерживаю общение на нём с детьми, особенно когда их не понимают окружающие».
***
Коллег и студентов Е.Н. Гориной и М.В. Никтиной объединяет общее дело – помогать людям с нарушениями слуха открывать привычный для большинства мир. Сурдопедагоги – первые ориентиры, которые дают возможность общаться со всеми и жить полноценной жизнью.
«Язык глухих прекрасен, он необходим каждому, кто желает открыть мир их чувств и отношений, кто работает с неслышащими детьми и их родителями. Сурдопереводчики необходимы в современном обществе, ведь каждый человек имеет право на выбор доступного и комфортного ему средства взаимодействия с окружающими. И я, желая узнать "мир глухих" ближе, прошла обучение и владею основами жестового языка, могу взаимодействовать с детьми, когда прихожу со студентами на практику, но я не сурдопереводчик. Я очень люблю слово и хочу заразить этой любовью наших студентов-сурдопедагогов, в руках которых будет ребёнок, и во многом от них будет зависеть, какой путь он выберет в своей взрослой жизни. Хочу показать им, как много новых возможностей мы можем открыть глухим и слабослышащим детям, когда они владеют и жестом, и словом!» – признаётся Е.Н. Горина.
Текст: Даниил Пронин
Фото: Даниил Пронин, архив факультета ППиСО