Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Геонавигация на море из Саратова

В Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского на кафедре геофизики геологического факультета сформирована рабочая программа дисциплины «Геонавигация на море». Такой учебный курс является первым и во многом уникальным в России.

Курс содержит сведения о динамическом процессе проводки ствола скважины с достижением геологических целей применительно к шельфовым объектам, включая геологическое и геомеханическое моделирование, проектирование бурения, геофизические и геолого-технологические исследования, удалённый мониторинг и принятие управленческих решений.

Как рассказала заведующая кафедрой геофизики СГУ Елена Николаевна Волкова, практический опыт работы специалистов показал, что геонавигация на море существенно отличается от геонавигации на суше, и будущий специалист должен знатьне только актуальные технологии бурения морских нефтегазовых скважин, но и методы морской сейсморазведки и скважинной геофизики. Традиционно в задачи специалиста входит сопровождение строительства скважин и удалённый мониторинг – обработка и интерпретация поступающих данных, выдача рекомендаций, корректировка геологической модели и траектории ствола скважины в процессе бурения.

При этом повышенные требования к безопасности ведения работ, особые экологические условия, сложная логистика, факторы неопределённости, обусловленные низкой геологической изученностью, приводят к существенному увеличению рисков и многократному росту цены ошибки. Всё это требует наличия специальных знаний, учитывающих значительное усложнение условий бурения скважин на море.

Содержательная часть курса, помимо демонстрации очевидных преимуществ горизонтальных скважин, состоящих, прежде всего, в многократном увеличении дебитов нефти по сравнению с вертикальными, отражает сложную организацию работ с повышенными требованиями к безопасности строительства и эксплуатации скважины с учётом проблем охраны окружающей среды.

Презентация нового учебного курса дисциплины «Геонавигация на море» была представлена в Cаратовском университете в середине мая – доцент кафедры геофизики К.Б. Головин рассказал о ней во время открытой лекции для заочников по специальности «Прикладная геология».

Дисциплина введена в учебный план специалитета «Прикладная геология» и в учебный план бакалавриата по направлениям подготовки «Геология» и «Нефтегазовое дело».

На очном отделении по специализациям «Геология нефти и газа» и «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» дисциплина появится на 5-м курсе. Бакалаврам по направлению подготовки «Геология» очного отделения профиля «Нефтегазовая геофизика» курс включён в 8-й семестр. Бакалаврам по направлению подготовки «Нефтегазовое дело» очной и заочной формы профиля подготовки «Геолого-геофизический сервис» она будет прочитана на третьем курсе.

С этого года курс стоит в учебных планах всех специальностей и направлений. В планах на следующий год – адаптация дисциплины к магистратуре.

Инновационная дисциплина основана на материалах известных сервисных компаний, в том числе ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» при участии ведущего геофизика этой структуры М.В. Ракитина. Комплекс лекционно-визуального представления предмета нефтегеологического образования был создан по инициативе кафедры геофизики СГУ аспирантом А.В. Малюга на базе ООО «Нефтегазсервис Саратов» и ООО «Геопромальянс».

Конечно, всех интересует практическая подготовка студентов. Лабораторные занятия представляют собой работу в группах по четыре человека. Им даются задания по принципу кейсов или производственных ситуаций, базирующихся на реальных данных. Преподаватель информирует ребят о ситуации, располагаемых средствах и предлагает коллективно решить поставленную задачу. Выбирается капитан, который распределяет задания внутри групп для анализа и интерпретации данных. Итогом является решение и действие по корректировке направления бурения, производимое каждой из групп.

Решают задачу посредством работы с данными и специальным программным обеспечением. Для этих целей используются специализированный компьютерный класс математического моделирования, специализированная аудитория с ПК и мультимедийным оборудованием геологического факультета.

Для самостоятельной работы студентам предлагают видеоматериалы, находящиеся в открытом доступе, – по устройству и работе специального оборудования, направленному бурению скважин.

«Наиболее остро для нас стоит вопрос практического обучения реальному процессу геонавигации, – констатирует Елена Николаевна. – В связи с этим планируется разработка и создание программно-аппаратного комплекса по типу тренажёра «кресло бурильщика» для бурения горизонтальных скважин. В его состав войдут элементы оборудования для геолого-технологических и геофизических исследований бурения.

Сам по себе Саратовский государственный университет или тот же Астраханский государственный технический университет вопрос о разработке и изготовлении подобного комплекса для учебного процесса решить не сможет. А вот вместе, с учётом базовой кафедры «Морские нефтегазовые технологии» компании «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», созданной в Институте нефти и газа АГТУ, возможно, смогут решить эту задачу в будущем».

Для дальнейшего развития курса планируется получение новых материалов по геонавигации на месторождениях им. Ю. Корчагина и В. Филановского и адаптация программы с дополнительными материалами для магистратуры.

Обучение реальному процессу геонавигации предполагает использование программно-аппаратного комплекса для практических и лабораторных занятий, который рекомендуется приобрести Саратовскому и Астраханскому госуниверситетам.

По мнению представителей нефтегазовой отрасли, будущее буренияна нефть и газ – за горизонтальными скважинами, успешность проводки которых определяется геонавигацией. Эта область динамично развивается, и выпускники программы «Геонавигация на море» всегда будут востребованы не только в России, но и за рубежом.

Подготовила Тамара Корнева, фото из архива геологического факультета