27 сентября отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Для преподавателей, выпускников и студентов факультета психолого-педагогического и специального образования и кафедры дошкольного и начального образования Балашовского института СГУ праздник имеет особое значение. Именно здесь готовят людей, которые связывают свою жизнь с непростой и ответственной миссией – работать с детьми на их самой первой ступени в социальном и психологическом развитии.
Об особом статусе профессии в обществе и подготовке будущих дошкольных работников рассказывает доцент кафедры методологии образования Любовь Вячеславовна Горина.
– Любовь Вячеславовна, почему профессия работника дошкольного образования так важна? Как можно объяснить высокий авторитет воспитателей в обществе?
– Воспитатель призван создавать оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребёнка, для его разностороннего и гармоничного развития. Для ребёнка воспитатель в детском саду – это первый человек после родителей и близких родственников, который оказывает огромное влияние на его эмоциональное благополучие, на все сферы жизнедеятельности. Кроме воспитателей, в детском саду с ребёнком работают специалисты: музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, педагоги дополнительного образования самой разной направленности, педагоги-психологи, социальные педагоги, дефектологи и логопеды. Невозможно состояться в этой профессии, не будучи увлеченным и творческим человеком, не любя детей, не умея играть. Влияние педагогов дошкольного образования на личностное и психическое развитие ребёнка трудно переоценить. Хороший воспитатель – это тот, кто относится к детям тепло и уважительно, поддерживает первые проявления самостоятельности, инициативности, стимулирует освоение новых способов и видов деятельности, формирует главные жизненные ценности. Это сложная и чрезвычайно важная профессия. Многочисленные исследования показывают, что опыт, полученный в дошкольном детстве, оказывает огромное влияние не только на учебные достижения, но и на успешность человека в целом. Этим и объясняется высокий авторитет воспитателей и всех работников дошкольного образования в обществе.
– Как Саратовский университет участвует в подготовке работников сферы дошкольного образования?
– Уже более 25 лет мы готовим воспитателей и руководителей дошкольных образовательных организаций. У нас на кафедре идет подготовка воспитателей в рамках не только бакалавриата «Дошкольное образование», но и в магистратуре «Менеджмент дошкольного образования». Вряд ли в Саратовской области можно найти детский сад, в котором не работал бы хотя бы один наш выпускник. История профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования берёт своё начало ещё в Саратовском ордена «Знак почёта» государственном педагогическом институте им. К.А. Федина, который впоследствии стал структурным подразделением университета и вошёл в состав СГУ. В то время большинство воспитателей и даже многие руководители детских садов не имели высшего образования. В 90-е годы прошлого века начались и продолжаются по сей день существенные изменения в отечественной системе дошкольного образования. Основными принципами дошкольного образования стали поддержка специфики и разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребёнка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности; осуществление образовательной деятельности в формах, учитывающих возраст детей. Нашей задачей стало не только дать выпускникам школ, педагогических училищ и колледжей качественное высшее педагогическое образование, но и сформировать у них профессиональную позицию, личностную и профессиональную готовность оказывать ребёнку и его семье педагогическую поддержку.
– В чём особенность университетской подготовки будущих работников дошкольного образования?
– Прежде всего это тесная взаимосвязь высокого уровня научно-теоретической и научно-методической подготовки с практико-ориентированным характером обучения. Обеспечение качества подготовки будущих педагогов дошкольного образования предполагает непосредственное взаимодействие с работодателями, многие из которых, к слову сказать, являются выпускниками нашего факультета. В процессе такого взаимодействия студентам предоставляется уникальная возможность тесного сотрудничества с опытными педагогами-наставниками, прохождения практики в разных дошкольных образовательных организациях, реализующих вариативные образовательные технологии; погружения в образовательную среду детского сада; возможность реализации своих проектов, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ по актуальным темам, предлагаемым работодателями – руководителями дошкольных образовательных организаций. Занятия на базе университета проводятся с широким применением активных методов обучения и интерактивных технологий. Много внимания мы уделяем волонтёрской и проектной деятельности наших студентов. В рамках многих учебных дисциплин предполагается практическая подготовка, которую мы также проводим на базе дошкольных образовательных организаций в тесном взаимодействии с лучшими педагогами. Система профессиональной подготовки на базе университета имеет двухуровневый характер. Есть возможность продолжить обучение в магистратуре и развить профессиональные компетенции в сфере управления дошкольной образовательной организацией.
– Как Вы пришли в эту профессию?
– Я окончила музыкально-педагогический факультет СГПИ им. К.А.Федина и около 10 лет работала учителем музыки в школе. Затем я вернулась в пединститут, защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Параллельно я пробовала свои силы и в работе с дошкольниками: работала музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования (реализовывала на базе детского сада авторскую программу полихудожественного развития), руководила экспериментальной площадкой на базе детского сада по приобщению к культуре и традициям народов Поволжья. Для того чтобы закрепить свои профессиональные компетенции в этой области, уже будучи кандидатом наук, окончила магистратуру по профилю «Менеджмент дошкольного образования». Меня живо интересует сфера научной и практической деятельности, связанная с проблемами развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, с управлением дошкольными образовательными организациями. В ней очень много возможностей для самореализации и творческого роста.
– Есть ли разница между работой в детском саду и в начальной школе?
– Конечно, отличается и содержание педагогической деятельности учителя начальных классов и воспитателя, и в целом распорядок, режим, уклад школы и детского сада. Но я бы больше говорила не о разнице, а о близости этих профессий. Терпение, спокойствие, здоровая самооценка, богатство эмоциональных переживаний, инициативность, чувство юмора, широта кругозора и многообразие интересов – вот неполный список тех качеств, которыми должен обладать и учитель начальных классов, и педагог дошкольной образовательной организации. Недаром некоторые из наших студентов выбирают обучение на двух этих профилях подготовки. Это помогает им выстроить карьеру в сфере образования, быть конкурентоспособными и способствует профессиональному росту.
– Какие мероприятия в сфере дошкольного образования проводит факультет?
– Каждый год мы приглашаем педагогов дошкольного образования к участию в Международном форуме «Гуманизация образовательного пространства». В рамках события на базе детских садов проводятся круглые столы, дискуссии, семинары, мастер-классы, на которых мы вместе с учёными, методистами, руководителями и педагогами дошкольного образования, нашими студентами и выпускниками обсуждаем актуальные вопросы дошкольной педагогики и дошкольного образования. Фестиваль образовательных организаций «Наследники традиций» – хороший пример продуктивного взаимодействия студентов университета и воспитателей детских садов. Событий в нашей жизни очень много. В коротком разговоре трудно перечислить все стороны нашей жизни на факультете. Наши студенты и преподаватели кафедры методологии образования принимают активное участие во всех инициативах университета.
– Почему старшеклассники решают связать свою жизнь с дошкольным образованием?
– Я всегда спрашиваю первокурсников об этом. Первое, что мне говорят: «Я люблю детей». Для некоторых мотивацией служат младшие братья или сёстры. Нашим студентам нравится о них заботиться, играть и заниматься с ними. Очень часто это пример родственников, которые работают в системе образования. Мы стараемся поддерживать в наших студентах такое позитивное отношение к профессии и детям.
Большую роль в выборе этого профиля подготовки играет и Педагогический класс СГУ. Благодаря этой инициативе многие выпускники школ выбирают наш факультет. В университет приходят учиться мотивированные абитуриенты!
Поздравляю всех педагогических работников сферы дошкольного образования с профессиональным праздником! Желаю оставаться неравнодушными, творческими, любящими детей и свою профессию!
На факультете психолого-педагогического и специального образования СГУ реализуются программы подготовки бакалавриата «Педагогическое образование» (Дошкольное образование) и магистратуры «Педагогическое образование» (Менеджмент дошкольного образования, управление образовательными организациями).
Подготовил Даниил Пронин,
фото Дмитрия Ковшова, личный архив участников