Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Любить детей – призвание!

27 сентября отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Для преподавателей, выпускников и студентов факультета психолого-педагогического и специального образования и кафедры дошкольного и начального образования Балашовского института СГУ праздник имеет особое значение. Именно здесь готовят людей, которые связывают свою жизнь с непростой и ответственной миссией – работать с детьми на их самой первой ступени в социальном и психологическом развитии.

Об особом статусе профессии в обществе и подготовке будущих дошкольных работников рассказывает доцент кафедры методологии образования Любовь Вячеславовна Горина.

– Любовь Вячеславовна, почему профессия работника дошкольного образования так важна? Как можно объяснить высокий авторитет воспитателей в обществе?

– Воспитатель призван создавать оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребёнка, для его разностороннего и гармоничного развития. Для ребёнка воспитатель в детском саду – это первый человек после родителей и близких родственников, который оказывает огромное влияние на его эмоциональное благополучие, на все сферы жизнедеятельности. Кроме воспитателей, в детском саду с ребёнком работают специалисты: музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, педагоги дополнительного образования самой разной направленности, педагоги-психологи, социальные педагоги, дефектологи и логопеды. Невозможно состояться в этой профессии, не будучи увлеченным и творческим человеком, не любя детей, не умея играть. Влияние педагогов дошкольного образования на личностное и психическое развитие ребёнка трудно переоценить. Хороший воспитатель – это тот, кто относится к детям тепло и уважительно, поддерживает первые проявления самостоятельности, инициативности, стимулирует освоение новых способов и видов деятельности, формирует главные жизненные ценности. Это сложная и чрезвычайно важная профессия. Многочисленные исследования показывают, что опыт, полученный в дошкольном детстве, оказывает огромное влияние не только на учебные достижения, но и на успешность человека в целом. Этим и объясняется высокий авторитет воспитателей и всех работников дошкольного образования в обществе.

 

– Как Саратовский университет участвует в подготовке работников сферы дошкольного образования?

– Уже более 25 лет мы готовим воспитателей и руководителей дошкольных образовательных организаций. У нас на кафедре идет подготовка воспитателей в рамках не только бакалавриата «Дошкольное образование», но  и в магистратуре «Менеджмент дошкольного образования». Вряд ли в Саратовской области можно найти детский сад, в котором не работал бы хотя бы один наш выпускник. История профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования берёт своё начало ещё в Саратовском ордена «Знак почёта» государственном педагогическом институте им. К.А. Федина, который впоследствии стал структурным подразделением университета и вошёл в состав СГУ. В то время большинство воспитателей и даже многие руководители детских садов не имели высшего образования. В 90-е годы прошлого века начались и продолжаются по сей день существенные изменения в отечественной системе дошкольного образования. Основными принципами дошкольного образования стали поддержка специфики и разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребёнка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности; осуществление образовательной деятельности в формах, учитывающих возраст детей.  Нашей задачей стало не только дать выпускникам школ, педагогических училищ и колледжей качественное высшее педагогическое образование, но и сформировать у них профессиональную позицию, личностную и профессиональную готовность оказывать ребёнку и его семье педагогическую поддержку.

 

 

– В чём особенность университетской подготовки будущих работников дошкольного образования?

– Прежде всего это тесная взаимосвязь высокого уровня научно-теоретической и научно-методической подготовки с практико-ориентированным характером обучения. Обеспечение качества подготовки будущих педагогов дошкольного образования предполагает непосредственное взаимодействие с работодателями, многие из которых, к слову сказать, являются выпускниками нашего факультета. В процессе такого взаимодействия студентам предоставляется уникальная возможность тесного сотрудничества с опытными педагогами-наставниками, прохождения практики в разных дошкольных образовательных организациях, реализующих вариативные образовательные технологии; погружения в образовательную среду детского сада; возможность реализации своих проектов, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ по актуальным темам, предлагаемым работодателями – руководителями дошкольных образовательных организаций. Занятия на базе университета проводятся с широким применением активных методов обучения и интерактивных технологий. Много внимания мы уделяем волонтёрской и проектной деятельности наших студентов. В рамках многих учебных дисциплин предполагается практическая подготовка, которую мы также проводим на базе дошкольных образовательных организаций в тесном взаимодействии с лучшими педагогами. Система профессиональной подготовки на базе университета имеет двухуровневый характер. Есть возможность продолжить обучение в магистратуре и развить профессиональные компетенции в сфере управления дошкольной образовательной организацией.

 

– Как Вы пришли в эту профессию?

– Я окончила музыкально-педагогический факультет СГПИ им. К.А.Федина и около 10 лет работала учителем музыки в школе. Затем я вернулась в пединститут, защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Параллельно я пробовала свои силы и в работе с дошкольниками: работала музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования (реализовывала на базе детского сада авторскую программу полихудожественного развития), руководила экспериментальной площадкой на базе детского сада по приобщению к культуре и традициям народов Поволжья. Для того чтобы закрепить свои профессиональные компетенции в этой области, уже будучи кандидатом наук, окончила магистратуру по профилю «Менеджмент дошкольного образования». Меня живо интересует сфера научной и практической деятельности, связанная с проблемами развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, с управлением дошкольными образовательными организациями. В ней очень много возможностей для самореализации и творческого роста.

 

– Есть ли разница между работой в детском саду и в начальной школе?

– Конечно, отличается и содержание педагогической деятельности учителя начальных классов и воспитателя, и в целом распорядок, режим, уклад школы и детского сада. Но я бы больше говорила не о разнице, а о близости этих профессий. Терпение, спокойствие, здоровая самооценка, богатство эмоциональных переживаний, инициативность, чувство юмора, широта кругозора и многообразие интересов – вот неполный список тех качеств, которыми должен обладать и учитель начальных классов, и педагог дошкольной образовательной организации. Недаром некоторые из наших студентов выбирают обучение на двух этих профилях подготовки. Это помогает им выстроить карьеру в сфере образования, быть конкурентоспособными и способствует профессиональному росту.

 

 

– Какие мероприятия в сфере дошкольного образования проводит факультет?

– Каждый год мы приглашаем педагогов дошкольного образования к участию в Международном форуме «Гуманизация образовательного пространства». В рамках события на базе детских садов проводятся круглые столы, дискуссии, семинары, мастер-классы, на которых мы вместе с учёными, методистами, руководителями и педагогами дошкольного образования, нашими студентами и выпускниками обсуждаем актуальные вопросы дошкольной педагогики и дошкольного образования. Фестиваль образовательных организаций «Наследники традиций» – хороший пример продуктивного взаимодействия студентов университета и воспитателей детских садов. Событий в нашей жизни очень много. В коротком разговоре трудно перечислить все стороны нашей жизни на факультете. Наши студенты и преподаватели кафедры методологии образования принимают активное участие во всех инициативах университета.

 

– Почему старшеклассники решают связать свою жизнь с дошкольным образованием?

– Я всегда спрашиваю первокурсников об этом. Первое, что мне говорят: «Я люблю детей». Для некоторых мотивацией служат младшие братья или сёстры. Нашим студентам нравится о них заботиться, играть и заниматься с ними.  Очень часто это пример родственников, которые работают в системе образования. Мы стараемся поддерживать в наших студентах такое позитивное отношение к профессии и детям.

Большую роль в выборе этого профиля подготовки играет и Педагогический класс СГУ. Благодаря этой инициативе многие выпускники школ выбирают наш факультет. В университет приходят учиться мотивированные абитуриенты!

Поздравляю всех педагогических работников сферы дошкольного образования с профессиональным праздником! Желаю оставаться неравнодушными, творческими, любящими детей и свою профессию!

 

 

На факультете психолого-педагогического и специального образования СГУ реализуются программы подготовки бакалавриата «Педагогическое образование» (Дошкольное образование) и магистратуры «Педагогическое образование» (Менеджмент дошкольного образования, управление образовательными организациями).

 

Подготовил Даниил Пронин,

фото Дмитрия Ковшова, личный архив участников