Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Особенные преподаватели для «особенных» детей: история династии Юлии Викторовны Селивановой

Героиней нового материала нашей рубрики «Педагогические династии» стала Юлия Викторовна Селиванова, которая переняла опыт своих родителей и продолжила педагогическую династию.

Юлия Викторовна Селиванова – заведующая кафедрой коррекционной педагогики СГУ, доктор социологических наук, профессор. В 1993 году Ю.В Селиванова с отличием окончила дефектологический факультет Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина по специальности «Олигофренопедагогика».

Студенчество Юлия Викторовна вспоминает с теплотой: первую работу с особенными детьми, практику в пионерских и спортивных лагерях и новые знакомства:

«В студенческие годы полюбила свою специальность за то, что в процессе обучения происходил симбиоз разных направлений. Много медицинских предметов было  необходимо  для того, чтобы в дальнейшем понимать и  учитывать особенности детей. Большой блок русского языка, литературы, дал возможность окунуться в детскую, зарубежную, отечественную литературу… Психология открывала горизонты познания внутреннего мира человека, его психики, особенностей характера…  Было интересно заниматься тем, что приносит удовольствие».

По окончании университета Юлия Викторовна работала учителем-дефектологом и заместителем директора Центра углублённого изучения детей Областного коррекционно-диагностического учреждения Саратова. С 2005 года заведует кафедрой коррекционной педагогики СГУ.

«В 1988 году открылся факультет, который готовил студентов к работе с особенными детьми. Это было действительно чем-то новым. Тогда на дефектологическом факультете была всего одна кафедра – кафедра дефектологии и вначале осуществлялся набор только на одну специальность “Олигофренопедагогика”. Горжусь тем, что наш выпуск в 1993 году был первым на факультете», – подчёркивает героиня.

Детей с ограниченными возможностями здоровья не становилось меньше. Процессы инклюзии актуализировали необходимость учёта особых образовательных потребностей для каждого ребёнка в отдельности,  и профессия дефектолога стала более востребована.

Сейчас кафедра занимается подготовкой студентов по шести профилям. Для бакалавров это «Олигофренопедагогика» (работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта и/или задержку психического развития), «Сурдопедагогика» (работа с детьми с нарушениями слуха), «Специальная психология» (психодиагностика, психокоррекция и психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья), и «Тифлопедагогика» (работа с детьми с нарушениями зрения). Для магистров предлагаются две программы: «Дефектология» и  «Психолого-педагогическое сопровождение и реабилитация лиц с ОВЗ». Выпускники получают современную и престижную специальность педагога-дефектолога, которая пока ещё остаётся для кого-то экзотикой, а кто-то с помощью наших уникальных педагогов находит спасение для ребёнка со сложными нарушениями развития. На обучение в магистратуру поступают выпускники факультета ППиСО и не только, чтобы пополнить свои знания и применить их на практике. Многие родители, имеющие особых детей, выбирают эти программы для своего обучения, чтобы узнать, как более эффективно  работать с такими детьми, и в дальнейшем находят себя в профессии.

Из поколения в поколение

Мама Юлии Викторовны, Валентина Михайловна, также окончила Саратовский пединститут.

В.М.  Тонкошкурова начинала учителем биологии, затем 30 лет работала в региональном министерстве образования: курировала коррекционные школы и школы-интернаты Саратова и области.

Папа Юлии Викторовны, к сожалению, ушедший из жизни, тоже окончил Педагогический институт. Виктор Семёнович Тонкошкуров был кандидатом химических наук, более сорока лет работал доцентом кафедры неорганической химии Педагогического института.

«Он был очень дружелюбным и заводным человеком. Он всегда хорошо чувствовал, как общаться с молодёжью. У него была невероятная позитивная энергетика. Папа говорил, что работая с молодёжью, нельзя быть не молодым душой самому», – вспоминает Ю.В. Селиванова.

Юлия Викторовна считает, что педагогика даёт возможность самосовершенствоваться и узнавать что-то новое. Работа педагога строится на собственном опыте. «Можно дать рыбку, а можно дать удочку. В данном случае работу педагога я вижу как удочку, инструмент для дальнейшего развития наших студентов. Они  находят себя в профессии, помогают детям, и для них это становится делом всей их жизни. Поэтому каждый преподаватель должен гореть своим делом, тогда между учителем и учеником появляется особая взаимосвязь», – говорит героиня.

Ю.В. Селиванова особое внимание уделяет повышению своего профессионального уровня, участвуя в научных конференциях по специальному образованию. В 2020 году Юлия Викторовна  со своей командой одержала победу в конкурсе РФФИ с проектом «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования». Она – автор более сорока научных статей, пяти учебно-методических пособий и трёх монографий.

Наставники

Говоря о педагогике и работе, Юлия Викторовна вспоминала и своих наставников. Все они уже ушли из жизни, но их дело останется в их последователях, будет жить вечно. В числе учителей –  доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики, профессор К.Ф.  Седов. Константин Фёдорович вдохновлял окружающих своим жизнелюбием, уникальным чувством юмора и удивительной харизмой. «Ещё один наставник – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой консультативной психологии факультета психологии Владимир Григорьевич Печерский, который в 1999 году и пригласил меня работать на кафедру, всегда отечески поддерживал и направлял в моем профессиональном становлении», – вспоминает Юлия Викторовна. Научный руководитель Ю.В. Селивановой – основатель социологического факультета СГУ, доктор философских наук, профессор Геннадий Васильевич Дыльнов.

«Это замечательные люди, которые повлияли на выбор моего пути», – делится Юлия Викторовна.

Миссия «особенного» педагога

Говоря о своей миссии, Ю.В. Селиванова напоминает, что задача каждого педагога-дефектолога – найти особый подход к детям. Обучение детей с ментальными нарушениями и психическими расстройствами – особенно деликатная область. Если с этими детьми не заниматься, то у них быстро ухудшается состояние. «Нужно уделять им большое количество времени, чтобы дети смогли адаптироваться и не испытывать значительных трудностей. Важно дать эту информацию студентам, чтобы на практике они не упустили время и дали возможность детям развиваться и обучаться с учётом их особых образовательных потребностей», – говорит Юлия Викторовна. 

«Наша задача – к каждому найти определённый подход. Каждый ребёнок по-своему индивидуален. Дети с множественными нарушениями развития, с выраженными расстройствами аутистического спектра раньше не обучались вовсе, или были на домашнем обучении, теперь они идут в школу. Мы должны подготовить к этому студентов. Объяснить им, что дети могут не вступать в контакт, быть “в своём мире” и наша задача – открыть свой мир для них, в том числе с помощью альтернативной коммуникации. Для родителей это большое счастье – видеть, как развивается и обучается их ребёнок. Для педагогов это кропотливый, в чем-то даже  ювелирный труд, так как каждому ребёнку нужен особый подход и свой индивидуальный образовательный маршрут».

Сегодня дефектологи необходимы как в системе общего дошкольного и школьного образования, так и в специальных коррекционных учреждениях и реабилитационных центрах, в школах для обучающихся по адаптированным программам, в психолого-медико-педагогических консультациях и центрах сопровождения. Востребованность выпускников возрастает в условиях развития инклюзивной практики в общеобразовательных и специализированных учреждениях системы образования. «Верю, что впереди у нас – преподавателей, студентов и выпускников много интересных свершений, открытий и плодотворного сотрудничества!» – подводит итог Юлия Викторовна.

Виктория Амирасланова, фото из личного архива героини