К 2030 году заметно изменится уровень цифровой грамотности студентов и преподавателей университета. Глобальная цифровизация бизнес-процессов университета, масштабное внедрение цифровых компетенций в основные образовательные программы всех направлений подготовки, создание масштабной системы программ дополнительного профессионального образования и переподготовки, позволяющих готовить кадры для цифровой экономики, – вот те амбициозные задачи, которые ставит перед собой университет. Как и за счет чего предполагается достичь такого результата? Об этом мы беседуем с главным специалистом, отвечающим за цифровую трансформацию вуза. Леонид Валентинович Бессонов – начальник управления цифровых и информационных технологий СГУ.
Цифровая эволюция
– Леонид Валентинович, многие ли сегодня, исключая специалистов, сумеют грамотно объяснить, что скрывается за словом «цифровизация»? Можно ли вообще коротко, просто и доходчиво раскрыть содержание этого понятия?
– Мы находимся в уникальной ситуации резкой смены технологического уклада. Уже несколько десятилетий происходит автоматизация различных систем и процессов, во всех сферах человеческой деятельности внедряются информационные системы. Этот процесс очень похож на то, как в начале XX века происходила электрификация: сначала это новинка-аттракцион, затем – удобное средство повышения эффективности труда, а в итоге – неотъемлемая часть всех сфер жизни. То же самое мы наблюдаем сейчас. Процесс цифровизации сейчас, как План ГОЭЛРО в начале прошлого века, запускает те изменения, которые являются ответом на глобальные цивилизационные вызовы и приводят нас к индустрии 4.0.
– Какие возможности открывает для нас культура использования цифровых технологий?
– В процессе освоения обществом новых технологий всегда наступает точка невозврата. Вот почему те, кто уже использует преимущества цифровизации, будут продолжать успешно развивать свои компетенции и дальше, а те, кто не использует, неизбежно отстанут. Это эволюционный процесс.
Мы это уже чувствуем, каждый на себе. Приоритет государственной политики сегодня – максимальная цифровизация процесса оказания государственных услуг. В перспективе любой гражданин сможет получить все госуслуги в электронном виде, при этом передавая лишь необходимую для получения услуги информацию, а все справочные данные будут собираться автоматически из государственных баз данных. Но чтобы такие системы смогли эффективно работать везде и всюду, должна сформироваться новая цифровая культура, а все пользователи цифровых сервисов должны стать её носителями.
Цифровизация в приоритете
– У стратегического проекта СГУ «Цифровой университет» есть приоритетные задачи? На чём необходимо будет сосредоточиться в первую очередь? Что должно обеспечить успешное цифровое развитие нашего вуза в ближайшие годы?
– «Цифровой университет» – один из пяти стратегических проектов программы «Приоритет 2030». Он нацелен на цифровую трансформацию университета в области образования, науки и управления.
Основные задачи проекта – разработка различных цифровых сервисов, платформ, продуктов, а также подготовка IT-специалистов в соответствии с потребностями компаний реального сектора экономики по программам среднего и дополнительного профессионального образования. Нам всем придётся осваивать цифровую науку, развивать и закреплять университетские научные направления в области искусственного интеллекта, анализа больших данных и так далее.
Процесс будет осуществляться через исследования, развитие цифровых компетенций, наукоцентричную подготовку кадров, которые в свою очередь будут призваны обеспечить быстрый переход к цифровизации. А это подразумевает совершенствование программ подготовки IT-специалистов, а также вводит совершенно новый формат «цифровых кафедр», которые займутся развитием цифровых компетенций у студентов других направлений подготовки – химиков, филологов, историков и других.
На словах это, наверное, звучит ещё несколько абстрактно, но на самом деле цифровые технологии приземляются на очень конкретные векторы жизни университета, из непонятных, почти космических, уже становятся вполне осязаемыми и реальными.
– Приземлите, пожалуйста, на каком-нибудь примере понятие искусственного интеллекта.
– За время обучения студента в вузе накапливается огромный объём данных – его цифровой след. Это все данные, связанные с участием в образовательном процессе, в общественной и культурной жизни, с проживанием в общежитии. Технологии искусственного интеллекта позволяют проанализировать все эти данные вместе и выявить неявные закономерности.
Например, мало кому придёт в голову сопоставлять данные об успеваемости студентов с их номерами комнат в общежитии. Хотя в результате такого анализа может оказаться, что номер комнаты является значимым: например, окно выходит на ночной клуб, студент плохо спит из-за шума и потому плохо учится. Это и есть абсолютно неочевидные взаимосвязи, которые мы, опираясь на свой личный профессиональный опыт, на стандартную модель восприятия, упускаем из виду.
Есть такое понятие, как управление, основанное на данных. Чем оно отличается от классической постановки задачи управления? У нас есть большое количество данных из разных источников, есть некая система, которая позволяет их объединять. Дальше производится анализ этих данных как классическими методами статистики, так и методами искусственного интеллекта. Вот тут-то и открывается окно возможностей для появления принципиально новых, прорывных решений.
Шаг развития
– Вы отвечаете за политику цифровой трансформации и открытых данных. С чем конкретно придётся работать вам и вашим коллегам?
– Прежде всего это программно-аппаратная инфраструктура и данные. Цифровая трансформация – ключевой процесс долгосрочной программы развития университета. И она невозможна без современной программно-аппаратной инфраструктуры. Программа «Приоритет 2030» позволила впервые за многие годы масштабно обновить сетевую и серверную инфраструктуру университета и внедрить современные программные решения. Например, мы создали кластер серверов информационных систем на основе «1С Предприятие», который теперь обеспечивает стабильную и существенно более быструю работу всех информационных систем университета. Следующий шаг – создание единого центра обработки данных (ЦОД), который объединит все разрозненные вычислительные ресурсы университета. ЦОД позволит предоставить множество цифровых сервисов для образования и науки.
Цифровые сервисы неразрывно связаны с данными. Скажем, у нас на сайте есть информация, которая публикуется для широкой пользовательской аудитории. Например, это расписание занятий или телефонный справочник университета. А может ли какой-то сторонний сервис эти данные забрать? Политика открытых данных подразумевает, что развивается достаточно разветвлённая экосистема сервисов, позволяющая работать с информацией не как с визуальным образом, а как с массивом данных. Более того, сегодня вузам рекомендовано структурировать информацию на сайте таким образом, чтобы, например, робот Рособрнадзора мог сразу разносить кусочки информации по отчётным формам.
В такой же степени это касается и научной информации. Культура цифровизации в науке становится критически важной для учёных и развития цифровых способов научной коллаборации. В научном сообществе есть хорошая практика делиться материалом, собранным в ходе своих экспериментов – таблицами, базами данных и так далее. Уже существуют зарубежные журналы для публикации «сырых данных». И есть поисковики, которые индексируют подобные датасеты. Автор делает ссылку на сырой датасет, который можно найти по уникальному цифровому идентификатору (DOI, EDN или другому).
Хочу подчеркнуть, что все эти амбициозные планы были бы невозможны без того колоссального инфраструктурного и кадрового задела, который с конца 1990-х годов формировался такими высококлассными IT-управленцами, как Антонина Гавриловна Фёдорова, Владимир Михайлович Соловьёв, Валерий Александрович Иванов. Они воспитали команду прекрасных специалистов, с которыми мы сейчас вместе отвечаем за новый этап цифровизации СГУ.
– Леонид Валентинович, ответьте, пожалуйста, на такой, несколько обывательский вопрос: чем большие данные отличаются от малых, и как их будет использовать университет?
– Большие данные формируются в ситуации, когда мы накапливаем информацию быстрее, чем успеваем её анализировать классическими методами. К примеру, сотовые операторы сталкиваются с этим регулярно в своей повседневной работе, потому что базовые станции регистрируют все звонки и смс, и эта информация накапливается с огромной скоростью. Если мы хотим понять, насколько плотно люди друг с другом общаются, гендерный и возрастной состав аудитории, есть ли в этой сети общения какие-то кластеры по интересам и так далее, то это уже задача для больших данных. Системы, направленные на работу с большими данными, быстро выявляют тенденцию и дают возможность принять верное управленческое решение.
В контексте университета таких задач со сверхбольшими данными нет, но мы работаем с ними как с научным направлением на разных уровнях. Мы развиваем направления искусственного интеллекта, больших данных и блокчейна, как самые горячие современные технологические тренды. Где-то на уровне элементарных компетенций, чтобы, условно говоря, те же будущие педагоги знали о таких технологиях и могли потом донести до тех, кого они обучают. Где-то на уровне конкретного использования, когда, например, филолог смог осуществить сравнительный анализ текстов на их похожесть. А где-то на уровне проектирования, когда уже IT-специалист на основе этих выводов построит нейронную сеть и включит её в решение прикладных задач. То есть мы должны учить не только тех, кто строит нейронную сеть или разрабатывает блокчейн, но и тех, кто потом будет этим пользоваться или учить других.
Задача университета как IT-компании подразумевает глубокую цифровую трансформацию всех структур вуза для перехода на качественно новый уровень научных, образовательных, управленческих и коммуникативных процессов. Мы, кстати говоря, имеем для этого очень хороший бэкграунд – уже с середины 1990-х годов формируем различные базы данных. Базы по абитуриентам были написаны ещё в те времена, когда Windows только входил в нашу жизнь. Они позволяли накапливать эти данные, автоматизированно печатать зачётно-экзаменационные ведомости, отслеживать качество контингента.
Сейчас в рамках проекта «Приоритет 2030» проходит пилотный эксперимент – на базе Института физики и Института химии внедряется система «1С: Университет». Она подразумевает, что мы контингент студентов ведём электронным образом, ведомости вводим электронным образом, переводной приказ готовится автоматически. Условно говоря, нажатием одной кнопки определяем, какой студент у нас полностью выполнил программу обучения за текущий курс и может быть переведён на следующий, а кто, к сожалению, оказался кандидатом на отчисление. Абитуриентам эта система позволяет также зайти на сайт и самостоятельно, в личном кабинете, загрузить все необходимые данные при поступлении в вуз.
Реакция коллег позитивная. Наша цель – чтобы к системе подключились все образовательные структуры.
– Проект «Цифровой университет» предполагает, кроме всего прочего, подготовку «новой генерации гуманитариев, ориентированных на цифровую науку, цифровизацию гуманитарного знания». О чём конкретно идёт речь?
– Да, бытует мнение, что гуманитариям цифровые технологии не нужны. Не согласен. Есть гуманитарные сферы, в которые очень логично вписываются цифровые инструменты, информационные системы, и, конечно же, гаджеты. В цифровом мире существует огромное поле для приложения усилий философов, психологов, юристов, филологов – например, автоматизированный анализ текста.
– Леонид Валентинович, а каким был ваш личный путь в мир цифровых технологий?
– С этим миром я знаком с детства. Как ни странно, в цифру меня привело вполне классическое заведение – библиотека для детей и юношества имени Пушкина. Еще дошкольником меня туда водили родители, а там уже был отдел информатизации, который занимался библиотечным каталогом, и при нём был организован курс по компьютерной грамотности.
Меня это дело настолько увлекло, что я стал самостоятельно читать специальную литературу, пробовал программировать, посещал разные кружки. Ну, а дальше это вылилось в живейший интерес в процессе обучения в школе. Информатику за 11-й класс я сдал экстерном ещё в 10-м. Затем поступил на мехмат СГУ. Математическое моделирование – это мой основной научный интерес, кандидатскую диссертацию защитил по этой же специальности. Наиболее крупный проект, в котором принимал участие, был от Фонда перспективных исследований под руководством профессора, доктора физико-математических наук Л.Ю. Коссовича. Мы разрабатывали систему поддержки принятия врачебных решений. Я руководил группой программистов.
По завершении проекта поступило предложение возглавить Управление цифровых и информационный технологий, объединить те ресурсы, которые в университете уже есть. Вот уже год, как я занимаюсь построением архитектуры цифровой трансформации университета, и, признаться, вижу огромные возможности, которые открывает перед нами этот стратегический проект.
Беседовала Тамара Корнева