Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

С.Е. Киясов: «История должна быть понятной и честной»

12 февраля юбилей отмечает профессор кафедры всеобщей истории Сергей Евгеньевич Киясов.

С.Е. Киясов активно развивает научное направление, связанное с изучением общественно-политической мысли Запада в Новое время, успешно привлекает к работе молодых исследователей. Сергей Евгеньевич опубликовал около 100 научных работ, среди которых 5 учебных и учебно-методических пособий, 4 авторских и 5 коллективных монографий.

Сергей Евгеньевич – член Российского общества интеллектуальной истории и Ассоциации историков XVIII века, член Диссертационного совета СГУ по отечественной и всеобщей истории.

С.Е. Киясов – представитель немногочисленной группы отечественных учёных, изучающих зарождение, развитие и деятельность западноевропейского масонства. Это движение долгое время было окутано тайной, а вокруг его закрытых собраний сформировался ореол всемирного заговора. Причина такого выбора для С.Е. Киясова была очевидна – сделать историю «вольных каменщиков» более понятной, представить на суд заинтересованной общественности научную интерпретацию их деятельности в разные эпохи.

С.Е. Киясов поделился воспоминаниями о своём профессиональном пути учёного-историка и преподавателя длиною более чем в 40 лет. Как оказалось, помимо изучения масонского движения, его привлекает самая широкая историческая проблематика: от зарождения российского государства до геополитических доктрин XX столетия. Сергей Евгеньевич рассказал также об актуальных направлениях развития отечественной исторической науки.

 

Студенческие годы и становление научных интересов

 

– Вы знали уже с юношеского возраста, что свяжете свою жизнь с историей?

– Могу подтвердить, что с детства увлекался историей, особенно мне нравилась военная история. У меня была даже своя пластилиновая армия. Ещё я читал книги о Наполеоне, про войны и завоевания Древнего Рима. До университета я проштудировал много книг о важных исторических событиях. Моё увлечение было неслучайным: я родился после окончания Великой Отечественной войны, у нашей семьи были свои трагические потери – может быть, и это способствовало моему интересу к истории.

– Как Вы поступили на исторический факультет?

– Моя семья жила в Чебоксарах, но там не было подходящего для меня вуза с историческим отделением. Я взял справочник для поступающих, и мне понравился Саратовский университет. В 1971 году я приехал в этот город, но поступить на дневное отделение мне не удалось. На экзаменах я набрал 18 баллов, а проходной был – 19. Я переложил документы на заочное отделение, был призван в армию и отслужил в Закавказье, в альпинистской роте.

– Уже на первом курсе Вы определились с исследовательскими интересами, связанными с зарубежной историей?

– После армии я учился на вечернем отделении исторического факультета СГУ. На 3 курсе я записался в спецсеминар к молодому, талантливому преподавателю Джучи Михайловичу Туган-Барановскому. Мы занимались изучением общественно-политической мысли революционной Франции. Тогда я выбрал и главного героя для своей будущей кандидатской диссертации – просветителя Сильвена Марешаля. В 1980 году получил диплом с отличием, и меня пригласили на кафедру истории нового и новейшего времени. Это редкий случай, потому что попасть на кафедру было очень тяжело даже с дневного отделения. Но я хорошо зарекомендовал себя: активно работал, писал статьи, ездил на конференции. В Ленинграде я познакомился с историком-корифеем, профессором В.Г. Ревуненковым, а в Москве – с не менее известным учёным, профессором В.М. Далиным.

– Вы заранее понимали, что свяжете свою жизнь с наукой?

– Таких планов у меня не было, потому что попасть на кафедру, как я уже отметил, было сложно. Это, по большому счёту, было делом случая. Но тогдашний заведующий кафедрой истории нового и новейшего времени, профессор И.Д. Парфёнов предложил мне должность ассистента, и моя научно-преподавательская карьера началась. После защиты кандидатской в 1984 году стал заниматься административной работой: меня назначили на должность заместителя декана по вечернему и заочному отделениям истфака. На этом непростом, трудоёмком посту я находился 10 лет. После завершения этой работы я «активизировался» и вышел на написание докторской. Однако административная работа вновь меня настигла: с 1998 по 2002 год я работал в Центральной приёмной комиссии СГУ на должностях заместителя Ответственного секретаря ЦПК и Ответственного секретаря.

– И всё же Вы ушли в научную и образовательную работу. Ваш интерес к зарубежной истории проявлялся уже в студенческие годы?

– Да, меня интересовали события Французской революции, в частности «заговор» Г. Бабёфа. В 1990-е годы я начал заниматься историей масонского движения. Позднее, после публикации целой серии тематических исследований, я стал автором статей о масонстве во всех новейших российских энциклопедиях.

 

Изучение масонства

 

– Обратимся к Вашей докторской диссертации, успешно защищённой в 2008 году, «Масонство в эпоху Просвещения (генезис, идеология, эволюция, статус)». Чем занимаются масоны и изменились ли их традиции с годами?

– Многие обычаи сохранились. Когда я был в командировке во Франции, меня приглашали в ложу (неработающую) для знакомства с обстановкой, с оформлением пространства. Стало очевидно: система посвящения работает так же, как и раньше. Самое главное в деятельности масонских структур – это не эзотерика и не древние обряды, а возможность общения и обмена мнениями для представителей элиты. Формально каждый может стать масоном, даже самый простой, необразованный человек. Однако изначально ложа стала площадкой для обсуждения важных тем и принятия согласованных решений. В Великобритании многие представители правящей элиты присоединялись к такому диалогу.

– Какие задачи ставили перед собой члены Ордена?

– Масоны предвосхитили современную политику «мягкой силы», они повсеместно распространяли своё мировоззрение, которое вначале соответствовало идеалам Просвещения. Французские просветители (Ш. Монтескье) общались с английскими масонами, а затем открывали аналогичные ложи у себя на родине. Такая практика способствовала не только распространению масонских структур, но и утверждению новой идеологии, которая подрывала феодально-абсолютистские устои «старого порядка» во Франции, приближала события революции.

– Правда ли, что именно масоны подготовили Французскую революцию?

– Масоны были носителями передовой, просветительской идеологии, но об их заговоре, который подготовил революцию, говорить не приходится: среди вольных каменщиков было много её противников. В событиях Французской революции масоны не участвовали как организованная сила, поскольку многие масонские структуры (например, Великий Восток Франции) находились под контролем правящей династии. Но, безусловно, их убеждения формировали демократическое общественное мнение.

– Как в России развивалось это движение?

– Точно так же, как и в Европе, но в основном под внешним контролем. Одним из первых масонов в России был Пётр I. Кстати, он встречался в Лондоне со сторонником создания обновлённой Великой ложи Лондона – архитектором Кристофером Реном. После смерти Петра в российской столице появились придворные английские ложи, а позже, в годы правления Екатерины Великой, и прусские. Но в России не было предпосылок для формирования собственных масонских структур – это была дань европейской моде.

– Каково современное состояние масонского движения?

– В 2017 году отмечалось 300-летие Великой ложи Лондона – первой в мире «материнской», системообразующей структуры: собрались приблизительно 5 тысяч делегатов из многих стран. Сегодня масонское Братство объединяет 5 миллионов человек по всему миру, наибольшее их количество – в США. Новейшее масонство – это уже не тайная организация, а общественно-политическое движение с давними эзотерическими традициями, которое ставит перед собой преимущественно благотворительные цели. В современной России это движение не развито, а численность отечественных «вольных каменщиков» невелика. Их деятельность, как и в имперский период, критикуется Русской православной церковью.

– Вы как учёный подходите к феномену масонства по-другому. Вам не хотелось стать частью этого общества?

– У меня никогда не было желания вступить в ряды «вольных каменщиков». У меня прагматический интерес: мне кажется, что для исторической науки очень важно сделать этот «европейский проект» более понятным, чтобы у общества не было желания мифологизировать это движение, говорить о заговоре. Мои приоритеты исключительно научные. История должна быть понятной и честной.

 

Преподавательские и научные принципы

 

– Какими Вы видите перспективные направления развития отечественной исторической науки?

– Безусловно, нужно определить истинное место России в историческом процессе. Я убеждён, что мы получили в наследство историю, которая в XIX столетии была написана по канонам Запада. Кажется странным, например, что в нашей государственной истории отсутствует свой «античный» период, а начальная её точка – история Киевской Руси. Множество вопросов вызывает также жёсткий проевропейский выбор, сделанный при Петре Алексеевиче. Кстати, не следует идеализировать историю Запада и подражать ему: у России свой путь. Все эти проблемы нужно обсуждать, разумеется, не пытаясь разрушить уже принятую систему научно-исторических координат.

– Круг Ваших научных интересов обширен: Вы ведёте курсы по истории новейшего времени, геополитике, истории южных и западных славян. Ваш основной исследовательский интерес связан не только с историей, но и с философией, антропологией. Как Вам удаётся осуществлять такую многопрофильную работу?

– Пока получается, хотя и не без труда. Приходится много работать. Пытаюсь собрать вокруг себя студентов с самыми разными интересами. Под моим руководством защитили дипломные проекты более 100 выпускников. Были и защиты кандидатских диссертаций. Однако интерес к масонству у современной студенческой молодёжи отсутствует: очень сложная для понимания и анализа тема.

– Вы специализируетесь на истории Запада. В чём особенности Вашего знакомства с этой сферой знаний с позиции человека, который вырос в СССР и был воспитан в соответствующих традициях? Сталкивались ли Вы с барьером при изучении европейской цивилизации?

– В 1990-е годы нужно было отрешиться от некоторых устоявшихся стереотипов мышления. Дело в том, что в СССР утвердилась однополярная система интерпретации исторического процесса, за пределы которой выходить было нельзя. В настоящее время в приоритете более свободный, общечеловеческий взгляд на историю на фоне обострившегося противостояния России и коллективного Запада. Но всё это познанию истории не препятствует, наоборот, понимаешь, что нам не нужны чуждые, навязываемые идеалы.

Взял интервью Даниил Пронин

Фото: Дмитрий Ковшов