Магистратура факультета психологии
Магистратура становится всё более популярной формой обучения у выпускников университета и уже практикующих специалистов. Она предполагает выход на более серьёзный методологический уровень и углублённую предметную подготовку, помогает последовательно выстроить или кардинально изменить свою карьерную траекторию.
«Подготовка магистрантов – это “штучная работа”, можно сказать, они проходят индивидуальное обучение», – считает ответственная за учебную работу факультета психологии СГУ, доцент кафедры социальной психологии Анна Юрьевна Смирнова. Мы обратились к ней с просьбой рассказать, как организована эта форма обучения у психологов и педагогов.
Психология и педагогика: два в одном
– На нашем факультете 12 магистерских программ: девять по психологии и три по педагогике. Эти две ветви традиционно развиваются с 2010 года, когда, собственно, и образовался факультет из двух кафедр – общей и социальной психологии и педагогики.
На нашем факультете 12 магистерских программ: три по педагогике и девять по психологии. Эти две ветви традиционно развиваются с 2010 года, когда, собственно, и образовался факультет из двух кафедр – общей и социальной психологии и педагогики. Такой большой труд по разработке магистерских программ, имеющихся сейчас на факультете, конечно, не мог бы быть реализован без помощи руководителя приоритетных проектов и программ Елены Генриховны Елиной, которая, будучи проректором по учебно-методической работе, более 10 лет поддерживала и направляла инициативы факультета по расширению спектра образовательных программ, и мы очень благодарны ей за это, а также консультаций специалистов Учебного управления.
История подготовки психологов в Саратовском университете связана с именами таких всемирно известных учёных, как Семён Людвигович Франк, читавший в СГУ курс социальной психологии; Август Адольфович Крогиус и Николай Владимирович Крогиус. А уже Лев Петрович Доблаев в 1971 году открыл кафедру (отделение) психологии в составе биологического факультета СГУ.
Сегодня в состав факультета входят четыре кафедры, но по-прежнему у нас две линии развития – психологическое и педагогическое направления.
– Именно в составе факультета психологии кафедра педагогики стала выпускающей и уже более 10 лет осуществляет набор и подготовку магистрантов по программам направления «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». В чём их специфика?
– Эти три магистерские программы – «Педагогика одарённости», «Образование взрослых» и «Педагогическая инноватика и рискология» ежегодно набирают студентов-магистрантов и всегда имеют бюджетные места.
Обучение по ним осуществляется только в заочном формате. Магистратура – это своеобразная творческая лаборатория для людей всех возрастов.
Магистерские программы по педагогике всегда вызывают интерес у действующих педагогов-практиков, ведь образовательный процесс, помимо учебных курсов, часто уникальных, включает выполнение научно-исследовательской работы, участие в факультетских, российских и международных конференциях, в летней школе для молодых исследователей и в различных олимпиадах. Всё это способствует ещё большей востребованности выпускников на рынке труда и их карьерному развитию.
Магистерская программа «Педагогика одарённости» (руководитель – заведующая кафедрой педагогики, доцент Екатерина Игоревна Балакирева) разработана с ориентацией на большие вызовы ХХI века. Специфика профессиональной подготовки магистров заключается в освоении и применении педагогических технологий работы с одарёнными детьми. Очень часто к нам поступают действующие педагоги, которые хотят погрузиться в работу с такими детьми или имеют опыт такой работы в гимназиях, лицеях, но хотят выйти на другой профессиональный уровень.
Выпускники магистратуры могут диагностировать одарённых детей, разрабатывать для их обучения специализированные программы, создавать развивающую среду и осуществлять педагогическое сопровождение. Они могут работать в сети региональных центров выявления и поддержки одарённых детей, в государственных и частных школах, центрах дополнительного образования.
Ещё одно востребованное направление – магистерская программа той же Екатерины Игоревны Балакиревой «Образование взрослых». Она разработана с ориентацией на непрерывное образование, отвечающее на вызовы времени. Сегодня люди нередко меняют карьеру несколько раз в жизни, многие организации занимаются переподготовкой и повышением квалификации.
Выпускники магистерской программы могут работать в организациях системы дополнительного и постдипломного образования в качестве организаторов курсов повышения квалификации и переподготовки; в качестве преподавателей, консультантов, методистов, специалистов по обучению персонала в различного рода организациях; в качестве педагогов-тьюторов в центрах занятости и службах психологической помощи.
Магистерская программа «Педагогическая инноватика и рискология» (руководитель – профессор Светлана Николаевна Филипченко) предусматривает подготовку студентов по разработке инноваций в сфере образования, выявлению и профилактике психолого-педагогических рисков, обеспечению связи педагогических традиций с проектированием будущего в образовании.
– Магистерские программы по направлению «Психология» ежегодно меняются. С чем это связано?
– Всего к 2024 году разработано и реализовано девять магистерских программ по направлению «Психология» с различными профилями подготовки. Мы стремимся гармонично сочетать запросы рынка труда, наших абитуриентов и ресурсы вуза. Чтобы обеспечить вариативность профессиональной подготовки магистрантов, ежегодно меняем состав программ по направлению «Психология». Наша цель – выпускать на рынок труда разных интересных специалистов, осуществляющих диагностическую, консультативную, коррекционную деятельность.
Для начала – о программах, осуществляющих набор в 2024 году на бюджетной основе. Это первая, открытая ещё в 2010 году магистерская программа «Организационная психология» (руководитель – профессор, декан факультета психологии Людмила Николаевна Аксеновская). Нам в этом смысле повезло – очень известный в стране организационный психолог реализовала в ней свои авторские подходы. Сегодня в число преподавателей программы входят руководители известных предприятий Саратова. В 2014 году эта магистерская программа успешно прошла профессионально-общественную аккредитацию, проведённую Ассоциацией классических университетов России, что является высочайшим подтверждением качества подготовки магистрантов.
Магистры – организационные психологи – могут работать в качестве руководителей служб персонала и специализированных компаний (психодиагностика, тренинг, организационное проектирование), консультантов по управлению и организационному развитию. Нередко к нам поступают уже действующие руководители, и их можно понять, ведь программа интегрирует лучшие психологические практики.
Не утрачивает своей актуальности и «Кросс-культурная психология» (руководитель – профессор, заведующая кафедрой психологии личности Елена Владимировна Рягузова). В её основе – авторская концепция личностных репрезентаций взаимодействия «Я – Другой».
Приметой времени являются постоянные потоки трудовой миграции, актуальной остаётся проблема культурного общения и взаимодействия. Мы готовим специалистов для решения этих непростых задач – экспертов в области кросс-культурных коммуникаций, межэтнических и межконфессиональных отношений, психологической адаптации мигрантов, профилактики этнического и религиозного экстремизма. Программа ориентирована на формирование у магистранта необходимых компетенций для решения исследовательских и прикладных задач в рамках взаимодействия личности с представителями разных групп и культур. У выпускников много вариантов трудоустройства, например, консультирование с учётом этнических аспектов в тех же центрах адаптации международных студентов.
В этом году осуществляется набор на магистерскую программу «Консультативная психология» (руководитель – профессор Светлана Владимировна Фролова). Мы готовим психологов-консультантов, которые интегрируют науку и практику, чтобы оказывать высокопрофессиональное консультирование. Иногда этот рынок насыщен некачественными услугами. Подготовка консультативных психологов по магистерской программе направлена на объединение практической и академической психологии и в полной мере отвечает как прагматическим потребностям рынка труда, так и настроениям и ожиданиям всех тех, для кого характерен поиск ответов на вопросы о самопознании, самоосуществлении, самореализации, творчестве и свободе. Она также учит студентов-психологов работать с проблемными состояниями человека и трудными жизненными ситуациями.
Специалисты могут работать как в разнообразных психологических центрах и службах, так и в сфере частной консультативной и психотерапевтической практики, а также в таких областях, как образование, медицина, искусство, спорт, масс-медиа, бизнес и наука.
Повторюсь, эти три программы осуществляют очный набор на бюджетные места.
А теперь поговорим о программах 2024 года на очно-заочную форму обучения.
Руководитель магистерской программы «Юридическая психология» доцент Наталья Михайловна Романова – прекрасный теоретик и практик, сама участвует в судебных экспертизах. Программа направлена на подготовку специалистов в области юридической психологии. Выпускники проводят научные исследования и осуществляют самостоятельную практическую деятельность в области юридической психологии по разным профессиональным направлениям: психопрофилактика, психологическая диагностика, сопровождение, судебная экспертиза, консультирование, психокоррекция, реабилитация личности в смежных областях психологии и права, изучение криминальной личности, конструирование психологического портрета личности преступника и жертвы, основы психологической работы с подростками из группы риска, психодиагностика лжи и скрываемых обстоятельств, психологическая безопасность ребёнка в медиапространстве.
В этом году на коммерческой основе набираем также слушателей магистерской программы «Психология творчества». Она объединяет научный и эстетический подходы к развитию личности и познанию культуры, что делает её уникальной. Мне этот проект особенно близок, так как я являюсь руководителем программы совместно с директором Института искусств, профессором Ингой Эрленовной Рахимбаевой.
Мы интегрируем лучшие психологические курсы с обучением вокальному, театральному искусству, живописи – всё это готовит магистрантов к применению методов арт-терапии, мультимодальной терапии искусствами.
Уникальность магистерской программы составляют дисциплины, направленные на теоретическую рефлексию творческой личности, коллектива, творческого процесса, а также на восприятие результата художественного и литературного творчества, развитие творческих способностей, применение методов терапии различными видами искусств. Наши магистранты могут быть консультантами-психологами в социальной сфере, менеджерами по персоналу, открывать собственные арт-терапевтические студии. По этой программе в этом году состоялся первый выпуск.
На факультете есть и другие магистерские программы, но в 2024 году они не осуществляют набор. Программа «Ордерные технологии в психологии» – авторский проект Людмилы Николаевны Аксеновской. Целью является подготовка психологов, способных выполнять в организациях ордерные проекты по изменению организационной культуры – оптимизации, развитию или трансформации. Очень интересный уникальный проект, жаль, что в этом году нет набора.
Магистерская программа «Когнитивная психология» (руководитель –доцент кафедры общей и консультативной психологии Александр Фёдорович Пантелеев) направлена на формирование принципиально нового поколения специалистов в области психологического знания. Она предполагает междисциплинарное взаимодействие исследователей в таких областях, как психология, нейрофизиология, лингвистика, философия познания, семиотика, информатика, математика. Отличие этой программы от других наших программ в том, что она ориентируется на общепсихологический базис, готовит студентов к решению фундаментальных проблем.
Магистерская «Киберпсихология. Информационно-психологическая безопасность личности в цифровом мире» (руководитель – профессор Георгий Васильевич Грачев) направлена на подготовку квалифицированных специалистов в сфере образования и в сети Интернет, оказывающих профессиональную психологическую помощь различным категориям её пользователей, в первую очередь школьникам.
Всего два года существует магистерская программа «Позитивное психологическое консультирование» (руководитель – профессор, заведующая кафедрой общей и консультативной психологии Светлана Владимировна Фролова). Она ориентирована на подготовку специалистов в области консультативной психологии с углублённым знанием методологии и методов позитивного психологического консультирования. Их знания пригодятся при оказании качественной профессионально-психологической помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации; по восстановлению психологических ресурсов после перенесённых стрессов; предупреждению значительных эмоциональных, поведенческих и личностных расстройств.
– На факультете психологии ежегодно высокий конкурс при поступлении в магистратуру. Это связано с востребованностью профессии на рынке труда?
– Жизненные реалии постоянно ставят перед нами новые задачи, всегда есть необходимость адаптировать человека к изменяющемуся социуму, поэтому наша профессия всегда востребована. Сегодня ни одна сфера не обходится без специалиста-психолога. Искусственный интеллект не сможет заменить психолога, а человеческое общение будет необходимо всегда. У нас все факультетские преподаватели – практики, работающие на разных предприятиях, потому что теоретизирование без собственного опыта решения проблем не будет полезным. Это естественный процесс интеграции теории и практики. На нашем факультете накоплен большой исследовательский и практический опыт.
Желающие обучаться в магистратуре проходят вступительное испытание – «Психология» (собеседование), «Психолого-педагогическое образование» или «Педагогика» в зависимости от выбранного направления подготовки.
Бюджетные места заполняются в основном студентами, решившими продолжить обучение в магистратуре. Иногда бывает и так, что выпускники факультета через несколько лет практики возвращаются, чтобы специализироваться в новом направлении психологии. Психологу нужно закончить магистратуру, чтобы иметь соответствующий уровень своей практики. Уникальные учебные курсы позволяют учащимся сформировать актуальные профессиональные компетенции и достичь успеха в выбранной ими сфере деятельности.
Если у студента есть желание специализироваться в исследованиях, стать учёным, это тоже возможно. Научная работа – часть подготовки любого магистранта, даже если он не планирует заниматься научной деятельностью. Индивидуальная траектория выстраивается благодаря этим первым исследованиям. Студент на протяжении всего обучения разрабатывает интересующую его тему и становится экспертом, о чём свидетельствует выпускная квалификационная работа магистранта.
Недавно состоялся первый выпуск очно-заочной формы обучения по магистерской программе «Психология творчества», прошла очень красивая церемония. «Лучшие два с половиной года в жизни» – так назывался видеоролик выпускников, который они подготовили в подарок факультету. И это можно сказать о любой магистерской программе факультета психологии СГУ.
Вопросы задавала Тамара Корнева