Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

«Творческая лаборатория для людей всех возрастов»

Магистратура факультета психологии

Магистратура становится всё более популярной формой обучения у выпускников университета и уже практикующих специалистов. Она предполагает выход на более серьёзный методологический уровень и углублённую предметную подготовку, помогает последовательно выстроить или кардинально изменить свою карьерную траекторию.

«Подготовка магистрантов – это “штучная работа”, можно сказать, они проходят индивидуальное обучение», – считает ответственная за учебную работу факультета психологии СГУ, доцент кафедры социальной психологии Анна Юрьевна Смирнова. Мы обратились к ней с просьбой рассказать, как организована эта форма обучения у психологов и педагогов.

 Психология и педагогика: два в одном

– На нашем факультете 12 магистерских программ: девять по психологии и три по педагогике. Эти две ветви традиционно развиваются с 2010 года, когда, собственно, и образовался факультет из двух кафедр – общей и социальной психологии и педагогики. 

На нашем факультете 12 магистерских программ: три по педагогике и девять по психологии. Эти две ветви традиционно развиваются с 2010 года, когда, собственно, и образовался факультет из двух кафедр – общей и социальной психологии и педагогики. Такой большой труд по разработке магистерских программ, имеющихся сейчас на факультете, конечно, не мог бы быть реализован без помощи руководителя приоритетных проектов и программ Елены Генриховны Елиной, которая, будучи проректором по учебно-методической работе, более 10 лет поддерживала и направляла инициативы факультета по расширению спектра образовательных программ, и мы очень благодарны ей за это, а также консультаций специалистов Учебного управления.

История подготовки психологов в Саратовском университете связана с именами таких всемирно известных учёных, как Семён Людвигович Франк, читавший в СГУ курс социальной психологии; Август Адольфович Крогиус и Николай Владимирович Крогиус. А уже Лев Петрович Доблаев в 1971 году открыл кафедру (отделение) психологии в составе биологического факультета СГУ.

Сегодня в состав факультета входят четыре кафедры, но по-прежнему у нас две линии развития – психологическое и педагогическое направления.

 

– Именно в составе факультета психологии кафедра педагогики стала выпускающей и уже более 10 лет осуществляет набор и подготовку магистрантов по программам направления «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». В чём их специфика?

Эти три магистерские программы – «Педагогика одарённости», «Образование взрослых» и «Педагогическая инноватика и рискология» ежегодно набирают студентов-магистрантов и всегда имеют бюджетные места.

Обучение по ним осуществляется только в заочном формате. Магистратура – это своеобразная творческая лаборатория для людей всех возрастов.

Магистерские программы по педагогике всегда вызывают интерес у действующих педагогов-практиков, ведь образовательный процесс, помимо учебных курсов, часто уникальных, включает выполнение научно-исследовательской работы, участие в факультетских, российских и международных конференциях, в летней школе для молодых исследователей и в различных олимпиадах. Всё это способствует ещё большей востребованности выпускников на рынке труда и их карьерному развитию.

Магистерская программа «Педагогика одарённости» (руководитель – заведующая кафедрой педагогики, доцент Екатерина Игоревна Балакирева) разработана с ориентацией на большие вызовы ХХI века. Специфика профессиональной подготовки магистров заключается в освоении и применении педагогических технологий работы с одарёнными детьми. Очень часто к нам поступают действующие педагоги, которые хотят погрузиться в работу с такими детьми или имеют опыт такой работы в гимназиях, лицеях, но хотят выйти на другой профессиональный уровень.

Выпускники магистратуры могут диагностировать одарённых детей, разрабатывать для их обучения специализированные программы, создавать развивающую среду и осуществлять педагогическое сопровождение. Они могут работать в сети региональных центров выявления и поддержки одарённых детей, в государственных и частных школах, центрах дополнительного образования.

Ещё одно востребованное направление – магистерская программа той же Екатерины Игоревны Балакиревой «Образование взрослых». Она разработана с ориентацией на непрерывное образование, отвечающее на вызовы времени. Сегодня люди нередко меняют карьеру несколько раз в жизни, многие организации занимаются переподготовкой и повышением квалификации.

Выпускники магистерской программы могут работать в организациях системы дополнительного и постдипломного образования в качестве организаторов курсов повышения квалификации и переподготовки; в качестве преподавателей, консультантов, методистов, специалистов по обучению персонала в различного рода организациях; в качестве педагогов-тьюторов в центрах занятости и службах психологической помощи.

Магистерская программа «Педагогическая инноватика и рискология» (руководитель – профессор Светлана Николаевна Филипченко) предусматривает подготовку студентов по разработке инноваций в сфере образования, выявлению и профилактике психолого-педагогических рисков, обеспечению связи педагогических традиций с проектированием будущего в образовании.

 

– Магистерские программы по направлению «Психология» ежегодно меняются. С чем это связано?

– Всего к 2024 году разработано и реализовано девять магистерских программ по направлению «Психология» с различными профилями подготовки. Мы стремимся гармонично сочетать запросы рынка труда, наших абитуриентов и ресурсы вуза. Чтобы обеспечить вариативность профессиональной подготовки магистрантов, ежегодно меняем состав программ по направлению «Психология». Наша цель – выпускать на рынок труда разных интересных специалистов, осуществляющих диагностическую, консультативную, коррекционную деятельность.

Для начала – о программах, осуществляющих набор в 2024 году на бюджетной основе. Это первая, открытая ещё в 2010 году магистерская программа «Организационная психология» (руководитель – профессор, декан факультета психологии Людмила Николаевна Аксеновская).  Нам в этом смысле повезло – очень известный в стране организационный психолог реализовала в ней свои авторские подходы. Сегодня в число преподавателей программы входят руководители известных предприятий Саратова. В 2014 году эта магистерская программа успешно прошла профессионально-общественную аккредитацию, проведённую Ассоциацией классических университетов России, что является высочайшим подтверждением качества подготовки магистрантов.

Магистры – организационные психологи – могут работать в качестве руководителей служб персонала и специализированных компаний (психодиагностика, тренинг, организационное проектирование), консультантов по управлению и организационному развитию. Нередко к нам поступают уже действующие руководители, и их можно понять, ведь программа интегрирует лучшие психологические практики.

Не утрачивает своей актуальности и «Кросс-культурная психология» (руководитель – профессор, заведующая кафедрой психологии личности Елена Владимировна Рягузова). В её основе – авторская концепция личностных репрезентаций взаимодействия «Я – Другой».

Приметой времени являются постоянные потоки трудовой миграции, актуальной остаётся проблема культурного общения и взаимодействия. Мы готовим специалистов для решения этих непростых задач – экспертов в области кросс-культурных коммуникаций, межэтнических и межконфессиональных отношений, психологической адаптации мигрантов, профилактики этнического и религиозного экстремизма. Программа ориентирована на формирование у магистранта необходимых компетенций для решения исследовательских и прикладных задач в рамках взаимодействия личности с представителями разных групп и культур. У выпускников много вариантов трудоустройства, например, консультирование с учётом этнических аспектов в тех же центрах адаптации международных студентов.

 

В этом году осуществляется набор на магистерскую программу «Консультативная психология» (руководитель – профессор Светлана Владимировна Фролова). Мы готовим психологов-консультантов, которые интегрируют науку и практику, чтобы оказывать высокопрофессиональное консультирование. Иногда этот рынок насыщен некачественными услугами. Подготовка консультативных психологов по магистерской программе направлена на объединение практической и академической психологии и в полной мере отвечает как прагматическим потребностям рынка труда, так и настроениям и ожиданиям всех тех, для кого характерен поиск ответов на вопросы о самопознании, самоосуществлении, самореализации, творчестве и свободе. Она также учит студентов-психологов работать с проблемными состояниями человека и трудными жизненными ситуациями.

Специалисты могут работать как в разнообразных психологических центрах и службах, так и в сфере частной консультативной и психотерапевтической практики, а также в таких областях, как образование, медицина, искусство, спорт, масс-медиа, бизнес и наука.

Повторюсь, эти три программы осуществляют очный набор на бюджетные места.

А теперь поговорим о программах 2024 года на очно-заочную форму обучения.

Руководитель магистерской программы «Юридическая психология» доцент Наталья Михайловна Романова – прекрасный теоретик и практик, сама участвует в судебных экспертизах. Программа направлена на подготовку специалистов в области юридической психологии. Выпускники проводят научные исследования и осуществляют самостоятельную практическую деятельность в области юридической психологии по разным профессиональным направлениям:  психопрофилактика, психологическая диагностика, сопровождение, судебная экспертиза, консультирование, психокоррекция, реабилитация личности в смежных областях психологии и права, изучение криминальной личности, конструирование психологического портрета личности преступника и жертвы, основы психологической работы с подростками из группы риска, психодиагностика лжи и скрываемых обстоятельств, психологическая безопасность ребёнка в медиапространстве.

В этом году на коммерческой основе набираем также слушателей магистерской программы «Психология творчества». Она объединяет научный и эстетический подходы к развитию личности и познанию культуры, что делает её уникальной. Мне этот проект особенно близок, так как я являюсь руководителем программы совместно с директором Института искусств, профессором Ингой Эрленовной Рахимбаевой.

Мы интегрируем лучшие психологические курсы с обучением вокальному, театральному искусству, живописи – всё это готовит магистрантов к применению методов арт-терапии, мультимодальной терапии искусствами.

Уникальность магистерской программы составляют дисциплины, направленные на теоретическую рефлексию творческой личности, коллектива, творческого процесса, а также на восприятие результата художественного и литературного творчества, развитие творческих способностей, применение методов терапии различными видами искусств. Наши магистранты могут быть консультантами-психологами в социальной сфере, менеджерами по персоналу, открывать собственные арт-терапевтические студии. По этой программе в этом году состоялся первый выпуск.

 

На факультете есть и другие магистерские программы, но в 2024 году они не осуществляют набор. Программа «Ордерные технологии в психологии» – авторский проект Людмилы Николаевны Аксеновской. Целью является подготовка психологов, способных выполнять в организациях ордерные проекты по изменению организационной культуры – оптимизации, развитию или трансформации. Очень интересный уникальный проект, жаль, что в этом году нет набора.

 

Магистерская программа «Когнитивная психология» (руководитель –доцент кафедры общей и консультативной психологии Александр Фёдорович Пантелеев) направлена на формирование принципиально нового поколения специалистов в области психологического знания. Она предполагает междисциплинарное взаимодействие исследователей в таких областях, как психология, нейрофизиология, лингвистика, философия познания, семиотика, информатика, математика. Отличие этой программы от других наших программ в том, что она ориентируется на общепсихологический базис, готовит студентов к решению фундаментальных проблем.

Магистерская «Киберпсихология. Информационно-психологическая безопасность личности в цифровом мире» (руководитель – профессор Георгий Васильевич Грачев) направлена на подготовку квалифицированных специалистов в сфере образования и в сети Интернет, оказывающих профессиональную психологическую помощь различным категориям её пользователей, в первую очередь школьникам.

 

Всего два года существует магистерская программа «Позитивное психологическое консультирование» (руководитель – профессор, заведующая кафедрой общей и консультативной психологии Светлана Владимировна Фролова). Она ориентирована на подготовку специалистов в области консультативной психологии с углублённым знанием методологии и методов позитивного психологического консультирования. Их знания пригодятся при оказании качественной профессионально-психологической помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации; по восстановлению психологических ресурсов после перенесённых стрессов; предупреждению значительных эмоциональных, поведенческих и личностных расстройств.

 

– На факультете психологии ежегодно высокий конкурс при поступлении в магистратуру. Это связано с востребованностью профессии на рынке труда?

– Жизненные реалии постоянно ставят перед нами новые задачи, всегда есть необходимость адаптировать человека к изменяющемуся социуму, поэтому наша профессия всегда востребована. Сегодня ни одна сфера не обходится без специалиста-психолога. Искусственный интеллект не сможет заменить психолога, а человеческое общение будет необходимо всегда. У нас все факультетские преподаватели – практики, работающие на разных предприятиях, потому что теоретизирование без собственного опыта решения проблем не будет полезным. Это естественный процесс интеграции теории и практики. На нашем факультете накоплен большой исследовательский и практический опыт.

Желающие обучаться в магистратуре проходят вступительное испытание – «Психология» (собеседование), «Психолого-педагогическое образование» или «Педагогика» в зависимости от выбранного направления подготовки.

Бюджетные места заполняются в основном студентами, решившими продолжить обучение в магистратуре. Иногда бывает и так, что выпускники факультета через несколько лет практики возвращаются, чтобы специализироваться в новом направлении психологии. Психологу нужно закончить магистратуру, чтобы иметь соответствующий уровень своей практики. Уникальные учебные курсы позволяют учащимся сформировать актуальные профессиональные компетенции и достичь успеха в выбранной ими сфере деятельности.

Если у студента есть желание специализироваться в исследованиях, стать учёным, это тоже возможно. Научная работа – часть подготовки любого магистранта, даже если он не планирует заниматься научной деятельностью. Индивидуальная траектория выстраивается благодаря этим первым исследованиям. Студент на протяжении всего обучения разрабатывает интересующую его тему и становится экспертом, о чём свидетельствует выпускная квалификационная работа магистранта.

Недавно состоялся первый выпуск очно-заочной формы обучения по магистерской программе «Психология творчества», прошла очень красивая церемония. «Лучшие два с половиной года в жизни» – так назывался видеоролик выпускников, который они подготовили в подарок факультету. И это можно сказать о любой магистерской программе факультета психологии СГУ.

Вопросы задавала Тамара Корнева