Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Педагогические корни

Понимающая педагогика: Е.А. Александрова о профессии педагога

Заведующая кафедрой методологии образования факультета психолого-педагогического и специального образования Е.А. Александрова – преподаватель в третьем поколении. Научные идеи и авторские педагогические практики Екатерины Александровны известны не только в Саратовской области, но и за пределами страны. Профессор уверена, что каждый педагог в первую очередь – психолог. Однако профессиональный путь Е.А. Александровой начинался с химии.

 

Педагогические корни

Любовь к науке и образованию Е.А. Александрова впитала с детства. Вдохновителями для Екатерины Александровны стали педагоги из её семьи – дедушка Иосиф Петрович и дядя Владислав Иосифович.

Иосиф Петрович Кляев родился в 1905 году в русской Польше. С 1916 года он вместе с семьёй жил в Царицыне (теперь Волгоград). В 1937 году работал директором волгоградской школы. После переезда в 1939 году в Саратов Иосиф Петрович в течение 10 лет был заведующим кафедрой истории партии в зооветеринарном институте, затем преподавал историю коммунистической партии в экономическом институте. С 1959 по 1967 год заведовал кабинетом истории партии в Саратовском университете.

«Дедушка писал диссертацию, посвящённую Иосифу Сталину, а потом Сталина не стало. В детстве я бегала в сарай смотреть на эту перевязанную верёвочками диссертацию, которая лежала, лежала и, конечно, канула в Лету. Дедушка так и не защитил диссертацию, но историю партии преподавал», – рассказывает Е.А. Александрова.

Иосиф Петрович объяснял внучке историю страны через историю партии. «Манера его изложения материала поразила меня в детстве до глубины души: как может лектор читать таким хорошо поставленным голосом, отвечать просто на трудные детские вопросы?» – вспоминает Екатерина Александровна.

Дядя Е.А. Александровой Владислав Иосифович Кляев в 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по химии и с 1974 года работал проректором по заочному обучению педагогического института. В том же году он стал заведующим кафедрой неорганической химии и деканом факультета естествознания, куда через несколько лет поступит Екатерина Александровна. Деканом Владислав Иосифович работал 25 лет – до 1998 года. Почти все эти годы факультет занимал лидирующие позиции в институте.

После присоединения педагогического института к СГУ Владислав Иосифович до 2008 года работал заместителем директора Института химии. В.И. Кляев имеет многочисленные награды: значок «Отличник народного просвещения РСФСР», почётный знак Высшей школы СССР «За отличные успехи в работе», медаль «Ветеран труда». Общий стаж его преподавательской деятельности в университете составляет 34 года.
 

Именно Владислав Иосифович приобщил Екатерину Александровну к науке: «Дядя меня с молодых ногтей приучал к химии, показывая самые разнообразные волшебные опыты. Не влюбиться в исполнение этих опытов было невозможно. Он научил меня, как мне тогда казалось, игре – читать лекции для своих домашних. В детстве я собирала всю семью, брала глобус, ставила кафедру и читала лекции об устройстве Вселенной. Дядя меня научил делать и рукописные журналы, один из номеров у меня до сих пор сохранился».

Связан с педагогикой и отец Е.А. Александровой. Работая на заводе, Александр Фёдорович Крошнев некоторое время преподавал начертательную геометрию в политехническом институте. Со стороны мужа Е.А. Александровой тоже есть педагоги. Свекровь Ольга Вячеславовна в 1965 году окончила физический факультет СГУ и с 1967 по 2009 год преподавала физику в школе № 19 (сейчас – гимназия № 1). Свёкор Александр Борисович преподавал в Вавиловском университете и СГТУ имени Гагарина Ю.А. Его общий стаж – более 30 лет.

Никогда не говори «никогда»

О своей карьере Екатерина Александровна говорит так: «В моей судьбе всегда были повороты туда, куда я не хотела, поэтому никогда не говорите Вселенной “нет”». Сначала будущий педагог не хотела быть учителем – лишь лаборантом кабинета химии. Но после окончания в 1987 году факультета естествознания Педагогического института Екатерина Александровна стала преподавать химию и биологию в школе № 42.

Ученики проверяли молодого педагога на смелость: подбрасывали гусениц, курили в форточку, распевали на уроках «Вот кто-то с горочки спустился». Однако Екатерина Александровна сумела найти подход к детям – даже пела вместе с ними. Опыт работы в школе дал Екатерине Александровне чёткое понимание: воспитание первично, обучение вторично.

В 1992 году Е.А. Александрова проходила программу повышения квалификации в Институте педагогических инноваций Российской академии образования в Москве. Эта программа, организованная известным педагогом О.С. Газманом, готовила учителей к новой должности освобождённого классного воспитателя, или куратора. Е.А. Александрова вошла в число первых освобождённых классных воспитателей (кураторов) в Саратовской области. С ребятами из своего класса Екатерина Александровна ходила на байдарках в многодневные походы, с коллегами разрабатывала сценарии и проводила балы.

«Затем я произнесла фразу, определившую следующую ступень: “Я всегда буду только классным руководителем, я не хочу быть ни директором, ни завучем!” После этого я стала заместителем директора по учебной работе в Саратовском педагогическом колледже», – рассказывает Е.А. Александрова.

Академическая свобода

В 1995 году по приглашению своего научного руководителя Г.К. Париновой Екатерина Александровна работала ассистентом кафедры педагогики в Педагогическом институте. Через два года Е.А. Александрова защитила кандидатскую диссертацию «Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре», а в 1999 году стала доцентом.

«Университет даёт необыкновенную возможность для собственного роста. В университете меня привлекает академическая свобода, возможность заниматься научной работой и помочь будущим педагогам понять самоценность Детства. На решение перейти в университет повлияла и семья. Корни никуда не денешь, кафедру из детства никуда не денешь, глобус надо было где-то применить», – говорит Екатерина Александровна.

По инициативе Екатерины Александровны в 2004 году при кафедре педагогики возникла лаборатория продуктивного образования, участники которой организовали ежегодную Международную конференцию «От школьного проекта – к профессиональной карьере» и Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства», который проводится до сих пор.

В 2006 году Е.А. Александрова стала доктором педагогических наук, защитив в Тюменском университете диссертацию «Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий». С 2014 года Екатерина Александровна заведует кафедрой методологии образования факультета ППиСО.

Научная школа

Научные интересы Е.А. Александровой берут начало из опыта общения с коллегами и Педагогами «с большой буквы»: «В моей жизни встречались удивительные люди, которые помогали мне понять себя и поддерживали мои начинания. Это заведующая кафедрой методологии образования, профессор Галина Константиновна Паринова. Долгое время она была заведующей кафедрой педагогики в педагогическом институте. Это знаменитый Олег Семёнович Газман, который ввёл в науку термин “педагогическая поддержка”. Это Ната Борисовна Крылова. Я была её аспиранткой, и благодаря ей в моей судьбе появилось понятие “самоопределение”. Это Ирина Евгеньевна Видт, которая была научным консультантом моей докторской диссертации».

Педагогической поддержкой, образовательной средой и антропологическим подходом Е.А. Александрова заинтересовалась в процессе обучения в аспирантуре Института педагогических инноваций у О.С. Газмана и члена-корреспондента Российской академии образования В.И. Слободчикова. Методология образования в жизни Екатерины Александровны появилась благодаря академику В.И. Загвязинскому. Е.А. Александрова до сих пор хранит черновик автореферата своей докторской диссертации с его комментариями.

Научный поиск Екатерины Александровны в направлении гуманизации и индивидуализации образования уходит корнями в её детство. «До старших классов я редко посещала школу в силу своей болезни. Однако мне удалось построить свой индивидуальный образовательный маршрут. Говоря словами Марка Твена, “я никогда не позволяла школе вмешиваться в моё образование”. Уже во взрослом возрасте мне, как исследователю, стало интересно: как помочь каждому ребёнку построить свой индивидуальный маршрут так, чтобы он состоялся в этой жизни?» – рассказывает Е. А. Александрова.

На основе обмена опытом с российскими и зарубежными коллегами более 10 лет назад начала формироваться научная школа Е.А. Александровой. Теперь идеи «Педагогического сопровождения развития личности в образовательном процессе» развиваются в научных работах учеников Екатерины Александровны. Под её руководством защищено 24 кандидатских диссертаций и одна докторская. 

«Работа всех моих аспирантов посвящена тому, как сделать так, чтобы Ребёнок захотел пойти своей дорогой, чтобы педагог не вмешивался в процесс его образования, чтобы он научил его, как надо идти, а потом, наблюдая, дал понять, что он рядом, в любой момент готов поддержать и помочь», – говорит Екатерина Александровна.

Е.А. Александрова опубликовала более 250 научных работ, посвящённых индивидуализации образования, воспитанию, работе классного руководителя и тьютора. Научные труды профессора выходят в таких престижных издательствах, как «Народное образование», «Первое сентября», «Сентябрь». Екатерина Александровна – заместитель главного редактора журналов «Азимут научных исследований: педагогика и психология», «Известия СГУ. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития», член редколлегий журналов «Гуманитарные науки и образование»и многих других.

«Все мы родом из детства, – вспоминает слова Антуана де Сент-Экзюпери Екатерина Александровна. – Всё, что заложили в меня дедушка и дядя, проявилось во взрослой жизни: я стою за кафедрой, я читаю лекции, я люблю свой глобус, который до сих пор ходит со мной на тренинги, и я издаю журналы». 

Сегодня Екатерина Александровна участвует в конференциях и семинарах, руководит научной работой студентов и аспирантов, создаёт тренинги для детей, родителей и педагогов, помогает старшеклассникам – ученикам Педагогического класса СГУ увидеть интересное в педагогике. Не обходятся без её участия фестиваль «Неделя педагогического образования» и Международный форум «Гуманизация образовательного пространства». При этом профессор успевает путешествовать и заниматься творчеством.

«У меня есть свои ресурсные моменты, – делится секретом Екатерина Александровна. – Во-первых, это мой громадный пёс Атос – немецкая длинношёрстная овчарка, которая в моих каналах в Telegram и «ВКонтакте» присутствует, по-моему, чаще, чем остальные члены семьи. И, как ни банально, это вышивка крестиком».

«Очень хочется сделать жизнь детей в школе лучше, – признаётся Екатерина Александровна. – Я рассказываю о своих идеях, о маленьких приёмчиках, о том, что действительно можно организовать в школе, и если жизнь хоть одного детёныша станет от этого ярче, то я не зря это делаю. Занимающий понимающую позицию педагог помогает ребёнку лучше, ярче и спокойнее прожить период детства».

 

 

Полина Громова