Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Мария Потапова: «Мне хочется быть полезной окружающим»

Выпускница бакалавриата факультета иностранных языков и лингводидактики Мария Потапова изучает главные навыки человека XXI века — softskills. Под руководством доцента Г.А. Никитиной Мария защитила дипломную работу «Эффективные методы развития гибких навыков в иноязычных образованиях». В начале учебного года девушка проводила эксперимент: на протяжении трёх недель она преподавала английский язык в 7-м классе по авторской методике. С помощью нестандартных упражнений и нового взгляда на образовательный процесс Марии удалось развить у учеников навыки коммуникации, тайм-менеджмента, самопрезентации и другие социальные компетенции. Почему же так важно развивать softskills сегодня и как новый подход к обучению способен улучшить систему образования?

5 вопросов Марии Потаповой, молодому педагогу

1.

— Как ты пришла в науку?

— Сначала я занималась общественной деятельностью, но на 2 курсе заинтересовалась наукой. Меня не привлекает рутинная офисная работа. Поэтому мой выбор пал на педагогику. Изначально мои научные исследования были связаны с работой с детьми с ОВЗ. Мне была интересна эта тема, потому что со школьных лет я понимала, что мне хочется быть полезной окружающим. 2 и 3 курсы я посвятила изучению материалов о том, как работать с детьми с ОВЗ. На 4 курсе я заинтересовалась гибкими навыками и способами их развития. Это и стало темой моей дипломной работы и нескольких статей. В прошлом году мне выпала возможность представить свои исследования в Москве на Международной научной конференции «Наука будущего». Развитие гибких навыков актуально и интересно. И это очень важно сейчас для нашей страны и, в частности, нашего города.

2.

— Какие навыки входят в softskills?

— Гибкие навыки – это очень обширное поле компетенций. Определённой классификации softskills нет. Каждый исследователь классифицирует их по-своему. Но преимущественно это социальные навыки. Их ещё называют профессиональными навыками, которые очень важны не только в работе, но и в повседневной жизни. Я думаю, каждый из нас сталкивался с боязнью выступать перед публикой или с низким уровнем стрессоустойчивости, когда перед экзаменом возникает тремор. Всё это связано с тем, что гибкие навыки недостаточно развиты. В своей работе я рассматривала навыки коммуникации, командной работы, тайм-менеджмента, самопрезентации и самостоятельности.

3.

— Какие гибкие навыки наиболее важны сегодня?

— Они важны в комплексе. Раньше упор делался на твёрдые навыки – hardskills. Они связаны с освоением конкретных знаний. В наше время идёт акцент на развитие гибких навыков. Навык, который я могу выделить, – это, безусловно, коммуникация. Я думаю, это самый базовый, самый важный навык, потому что мы все находимся в социуме и нам просто необходимо общаться. И, наверное, навык умения работать с другими людьми в команде.

4.

— Как ты определяла уровень сформированности гибких навыков среди школьников?

— Мы проводили автоматизированные тестирования. Например, мы спрашивали, как повлияет на ученика перевод в новую школу, и предлагали три уровня ответа: «я быстро вольюсь в новый коллектив», «я справлюсь, но это будет сложно» и «мне будет очень тяжело». В анкете было несколько подобных вопросов, и система сразу определяла уровень владения гибкими навыками: низкий, средний или высокий. К сожалению, результаты показали, что у детей в средней школе, в частности в 7-м классе, гибкие навыки развиты на низком уровне. Необходимо их развивать, чтобы положительно повлиять на будущее детей. Например, когда я училась в школе, у меня совершенно отсутствовал навык самопрезентации. Страх работы с аудиторией у меня ушёл только в университете, после всевозможных конференций и конкурсов. Я думаю, если бы этот навык развивался со школьной скамьи, я бы лучше адаптировалась в университетской среде и работе.

5.

— Что входило в разработанную тобой программу уроков? Чем они отличались от обычных занятий английским языком?

— Я рассмотрела каждый из навыков в отдельности и то, как его можно развивать. Изучила примеры упражнений и адаптировала их под образовательную среду. Например, навык управления собственным временем, тайм-менеджмент, мы развивали с помощью таких методов, как таймбоксинг и матрица приоритетов. Методика таймбоксинга заключается в разделении дня на определённое количество времени и задач. Мы раздавали детям распечатки циферблатов, на которых школьники отмечали, какую задачу они должны выполнить и сколько времени им понадобится. Таким образом они систематизировали время и работу.

Для отработки навыка коммуникации мы взяли за основу метод дискуссии. Его очень легко адаптировать под любую тему. Мы делали урок в формате круглого стола: ребята высказывались по проблемной теме, а затем задавали друг другу вопросы. Мы также проводили парную работу, когда ученики строили спонтанный диалог между собой.

Эти техники – дополнительный материал для отработки основных тем. Благодаря разноплановым упражнениям, разработкам и методикам, ребята стали более мотивированными, ведь интереснее работать с дополнительными заданиями, чем идти только по учебнику. Возможно, наши методические разработки помогут обогатить школьные уроки.

 

Подготовила Полина Громова