Раздел подготовлен Центром СМИ СГУ под руководством Елены Елиной
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В СГУ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Отвечает Учебное управление СГУ В Саратовском национальном исследовательском государственном университете с 16 марта 2020 года в соответствии с приказом ректора № 143-В от 16.03.2020 студенты очной формы обучения переведены на дистанционную форму обучения. Общий контроль над образовательным процессом в университете проводится Учебным управлением через активное взаимодействие с деканатами факультетов и дирекциями институтов и колледжей. Учебное управление осуществляет также организационную, методическую и консультативную поддержку. Техническая поддержка, в том числе связанная с работой преподавателей и студентов на платформах LMS, осуществляется сотрудниками Института электронного и дистанционного обучения. Образовательный процесс в дистанционном формате организован в соответствии с локальными нормативными актами, регламентирующими применение электронного и дистанционного обучения в университете, включая использование онлайн-курсов и перезачет результатов их освоения студентами. Образовательная платформа Ipsilon Uni Дистанционная форма обучения в СГУ организована преимущественно на собственной образовательной платформе Ipsilon Uni, которая была разработана и внедрена ещё в 2012 году. Платформа создавалась ради достижения нескольких целей. Во-первых, для реализации образовательных программ в дистанционном формате (для студентов-заочников), во-вторых, для оптимизации системы преподавания, контроля и оценивания студентов, в-третьих, для внеаудиторного непрерывного общения студентов и преподавателей. Наша платформа имеет целый ряд преимуществ перед другими. Например, это возможность для студентов общаться не только с преподавателями, но и со студентами своей группы или своего курса. Это очень важно для всех, кто регулярно занимается в удалённом режиме, а для тех, кто имеет различные ограничения по медицинским показаниям и у кого ограничен круг общения, возможность обсуждать учебные проблемы с сокурсниками играет важнейшую социальную роль. Сотрудники университетского Института электронного и дистанционного обучения постоянно совершенствуют платформу, добавляют к ней новые функции и возможности. Вот почему необходимость тотального перехода на дистанционное обучение в университете была воспринята достаточно спокойно. Через университетскую электронную среду каждый студент имеет возможность общаться с каждым преподавателем, задавать все необходимые вопросы, получать и отсылать задания, проходить тестирование. Личные кабинеты на Ipsilon Uni Работа на платформе проводится через Личные кабинеты студентов и преподавателей. Доступ в Личные кабинеты осуществляется через логины и пароли. Личный кабинет на платформе создаётся в обязательном порядке для каждого студента, зачисляемого в университет. Через личные кабинеты осуществляется информированность студентов о формах и сроках проведения текущего контроля, результатах выполнения заданий и прохождения тестов. На платформе также функционирует балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов, которая позволяет формировать электронные ведомости с фиксацией всех результатов деятельности студента в рамках учебного процесса. Платформа LMS MOODLE Преподаватели также активно используют в образовательном процессе инструменты и ресурсы платформы LMS MOODLE. Здесь преподавателями университета сформирована база электронных курсов, проводится групповое и индивидуальное консультирование студентов, осуществляется текущий контроль освоения студентами образовательной программы. Текущий контроль в зависимости от программы дисциплины и учебного графика осуществляется с периодичностью от 1 до 4 раз в неделю. Формы текущего контроля, применяемые в процессе обучения: тестирование, выполнение письменных и проектных работ, подготовка рефератов, презентаций, выполнение интерактивных упражнений, выполнение виртуальных лабораторных работ по видеоматериалам, выполнение лабораторных и проектных работ на компьютере с использованием специализированных программ, выполнение кейс-заданий, устные отчёты в дистанционном режиме, разбор конкретных ситуаций и т.д. Дистанционно осуществляется контроль за выполнением студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Другие формы онлайн-работы со студентами Благодаря наличию в университете Киностудии и студии для самозаписи у преподавателей существует возможность записи коротких видеолекций и их последующей трансляции через каналы и образовательные платформы. Контактная работа со студентами в режиме онлайн налажена также и через социальные сети (создание академических групп в Вконтакте). Контактная работа со студентами путём проведения вебинаров, видеоконференций, чтения лекций и проведения практических занятий в режиме онлайн осуществляется с помощью сервисов Ipsilon, Zoom, BigBlueButton, В обучении также активно используются дополнительные сервисы, позволяющие наладить в том числе и проектную, работу со студентами: Online Test Pad – конструктор тестов; LearningApps.org – создание мультимедийных интерактивных упражнений; iDroo; Ipsilon Uni; ЯндексДиск, Dolivanov.ru, https://math.sgu.ru/nto/stud, сервер studhosting.sgu.ru (собственный хостинг сайтов), http://www.iprbookshop.ru, Canvas, We Chat и др. В соответствии с рекомендациями Минобрнауки России в смешанном формате как дополнительные образовательные ресурсы используются онлайн-курсы, разработанные ведущими вузами и представленные на таких платформах, как «Открытое образование», Coursera и Stepik. По учебным вопросам можно обращаться по следующим телефонам: Отвечает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации На основании приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 года № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» при реализации образовательных программ вузам необходимо предусмотреть организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде, а также использование различных образовательных технологий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Таким образом, с учетом сложившейся ситуации, в случае невозможности реализации образовательной программы или ее части в полном объеме, может быть пересмотрен график учебного процесса. Отвечает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности работы в выходные и нерабочие праздничные дни. В свою очередь, Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVOD-19)» (далее – Указ) в Российской Федерации с 4 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. При этом действие Указа в части установления нерабочих дней сохранением за работниками заработной платы распространяется не на все категории работников. Кроме того, как следует из Рекомендаций работникам и работодателям, подготовленным Минтрудом России (размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу - https://rosmintrud.ru/docs/1368), нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням. Отвечает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Согласно частям 2 и 3 статьи 54 Закона об образовании в договоре об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы, форма обучения, срок освоения образовательной программы, полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) согласно статье 16 Закона об образовании являются способом организации образовательной деятельности, который согласно пункту 3 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816, может применяться при различных формах обучения, предусмотренных Законом об образовании. Применение ДОТ предусматривается и федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки и специальностям высшего образования, которые определяют совокупность обязательных требования к образованию. Применение ДОТ при реализации образовательных программ не влечет за собой изменения основных характеристик получаемого обучающимся образования, в том числе вида, уровня и (или) направленности образовательной программы, формы обучения и срока освоения образовательной программы, то есть всех тех характеристик предмета договора, которые предусмотрены Законом об образовании. Применяемые образовательные технологии и способы организации образовательной деятельности не отнесены к существенным условиям договора и пунктом 10 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 (далее – Правила), в котором детализируются сведения, включаемые в договор. Указание применяемых образовательных технологий и способов организации образовательной деятельности не предусмотрено и примерной формой договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 1267. В тоже время исходя из принципа свободы договора и пункта 10 Правил в договор по соглашению сторон могут включаться другие необходимые сведения и условия, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг, в том числе и применяемые образовательные технологии. Таким образом, по общему правилу, если иное не предусмотрено договором, применение ДОТ не влечет изменение существенных условий договора и не требует внесения в договор изменений (заключения дополнительного соглашения). Также отсутствуют основания для пересмотра (изменения) стоимости платных образовательных услуг, поскольку основные характеристики получаемого образования, предусмотренные договором, не изменяются при применении ДОТ. Отвечает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» распространяется не на все организации (не на всех работодателей и их работников). В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 2 апреля 2020 года № 545 «О мерах по реализации подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» руководителям находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации научных и образовательных организаций необходимо обеспечить реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом руководителям также необходимо определить максимальное возможное количество работников, переводимых с 4 по 30 апреля 2020 года на дистанционный режим работы, а также численность работников, обеспечивающих функционирование этих организаций с 4 по 30 апреля 2020 года. Отвечает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Законодательство не ограничивает возможность проведения практики в формате дистанционной (удаленной) работы студентов. Если виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться студентами дистанционно при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии с руководителями практики как со стороны образовательной организации, так и со стороны профильной организации, то практика может быть организована полностью или частично дистанционно. При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору о прохождении практики. Отвечает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации При принятии образовательной организацией решения о реализации подготовительных курсов соответствующая информация о порядке и сроках проведения таких курсов размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также необходимо отметить, что приказом Минобрнауки России от 2 апреля 2020 года № 545 предусмотрена возможность реализовывать все виды образовательных программ, включая программы дополнительного образования, к которым в том числе относятся подготовительные курсы, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Отвечает Учебное управление СГУ В случае сохранения дистанционного обучения проведение сессии будет осуществляться в дистанционном формате с помощью автоматизированого тестирования (на платформах Ipsilon и MOODLE), устного экзамена через проведение вебинаров и видеоконференций, выполнения письменных заданий и т.д. Инструменты и сервисы для проведения экзаменов и зачётов выбираются по согласованию с преподавателями в зависимости от специфики реализуемой дисциплины. Проведение промежуточной аттестации в дистанционном формате предполагает идентификацию личности студента. При проведении устного экзамена студент должен предоставить паспорт (через веб-камеру), удостоверяющий его личность. Автоматизированное тестирование проводится на платформах Ipsilon и MOODLE, вход на которые осуществляется через личные кабинеты студентов и преподавателей. При освоении студентом онлайн-курсов, представленных на внешних онлайн-платформах ведущими вузами, и успешном прохождении промежуточной аттестации по данному курсу может быть рассмотрен вопрос о переаттестации соответствующей дисциплины в СГУ. Вопрос о переаттестации решается на основании полученного студентом сертификата, подтверждающего успешное освоение онлайн-курса, и по согласованию с преподавателем, реализующим соответствующую дисциплину в СГУ. Отвечает Учебное управление СГУ В данный момент вопрос об изменении сроков окончания семестра, проведения промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации у студентов, обучающихся по очной форме обучения, не ставится. Все виды аттестации планируется провести в установленные учебным графиком сроки. В случае сохранения дистанционной формы обучения сессия и защиты ВКР также будут проводиться дистанционно. Академические задолженности, образовавшиеся у студентов выпускных курсов по итогам зимней сессии, должны быть ликвидированы до начала государственной итоговой аттестации. Сроки ликвидации академических задолженностей у всех остальных студентов будут продлены до 1 декабря 2020 года. Учебно-экзаменационные сессии студентов, обучающихся по заочной форме обучения, будут проведены в мае – июне 2020 года. В случае сохранения дистанционной формы обучения сессии студентов-заочников также будут проводиться дистанционно. Вся необходимая информация будет заблаговременно доведена до сведения студентов и преподавателей. Отвечает Учебное управление СГУ Государственные экзамены, предусмотренные учебными планами по программам высшего образования для выпуска 2020 года, отменены решением Учёного совета СГУ в соответствии с правилами, установленными ФГОС ВО. Освобождённые за счёт этого 3 зачётные единицы включены в общую трудоёмкость преддипломной практики. При сохранении дистанционного формата обучения до конца текущего семестра защиты ВКР по всем формам обучения будут проведены в режиме онлайн в соответствии с локальными нормативными актами, регламентирующими процедуру проведения государственной итоговой аттестации и применение электроных ресурсов и дистанционных технологий при реализации образовательных программ. Вся необходимая информация бедет заблаговременно доведена до сведения студентов и преподавателей. Отвечает Учебное управление СГУ Академические задолженности, образовавшиеся у студентов выпускных курсов по итогам зимней сессии, должны быть ликвидированы до начала государственной итоговой аттестации. Сроки ликвидации академических задолженностей у всех остальных студентов будут продлены до 1 декабря 2020 года. Отвечает Учебное управление СГУ Практики, реализуемые на базе университета, преимущественно переведены в онлайн-формат. Производственные практики, реализуемые на базе профильных предприятий и организаций, проводятся в соответствии с форматом работы данных учреждений. В случае перевода организации, на базе которой проводится практика, на удалённую работу, также допускается удалённое прохождение практики студентом В случае невозможности проведения практики онлайн будет ставиться вопрос о внесении изменений в график учебного процесса и переносе сроков прохождения практик. Отвечает Учебное управление СГУ Занятия по дополнительным квалификациям у студентов проводятся также в дистанционном формате. Инструменты и сервисы, используемые преподавателем при обучении, определяются в соответствии со спецификой курсов. Отвечает Учебное управление СГУ Да, может. Для этого необходимо прислать соответствующий запрос или заявление в электронном виде (скан-копия) на почту rector@sgu.ru В заявлении необходимо указать контактные данные (адрес электронной почты, мобильный телефон) для оперативной связи и согласования порядка получения запрашиваемых документов. Отвечает Учебное управление СГУ Дистанционное обучение аспирантов университета организовано на платформе Ipsilon Uni через личные кабинеты обучающихся. Для восстановления логина и пароля личного кабинета аспиранту необходимо отправить запрос на электронный адрес iedo@sgu.ru, в котором следует указать: Ф.И.О. обучающегося, факультет, курс и приложить фото удостоверения аспиранта (разворот) По возникающим вопросам можно обратиться по телефону +79658856802 (Мария Юрьевна Рахманова, начальник отдела аспирантуры)
НОВОСТИ
20.11 В субботу состоится день открытых дверей в Институте химии СГУ
16.07 Студенты ИФиЖ рассказали о диалектологической практике в режиме онлайн
15.07 Первокурсники социологического факультета прошли свою первую практику 09.07 Творческое испытание для абитуриентов направления «Журналистика» пройдёт онлайн
08.07 Студенты БИ СГУ приступили к дистанционному прохождению полевой практики
07.07 Студенты направления «Сервис» и «Туризм» рассказали о дистанционной ознакомительной практике 07.07 ЗНБ СГУ опубликовала новые списки бесплатных электронных ресурсов 06.07 На биологическом факультете опробованы дистанционные способы проведения полевой практики 02.07 Доцент СГУ делится опытом в организации дистанционных практикумов 29.06 Студенты СГУ отметили первый в истории онлайн-выпускной
23.06 В Балашовском институте проходят защиты выпускных квалификационных работ бакалавров
19.06 Абитуриенты СГУ могут подать документы на обучение дистанционно 19.06 Рубрика «Советы экспертов» пополнилась новыми материалами 17.06 Студенты факультета психологии защитили ВКР в режиме онлайн 16.06 Завершился фотофестиваль «Жизнь дистанционная» 03.06 Сотрудники психолого-педагогического центра проводят консультации со студентами 01.06 Студенты ИФиЖ подготовили фотопроект на тему самоизоляции 29.05 Разрабатывается порядок работы диссертационных советов в онлайн-формате 26.05 В Школе журналистики прошёл онлайн-выпускной 25.05 Принимаются фотографии на фестиваль «Жизнь дистанционная» 25.05 Институт химии провёл дистанционные лекции о правильном питании 25.05 Преподаватели ИФиЖ приняли участие в онлайн-защитах школьных проектов 21.05 Преподаватели и студенты могут пройти практикум «Инструменты дистанционного образования» 18.05 На сайте СГУ работает рубрика «Советы экспертов» 14.05 Зоологический музей СГУ приглашает на виртуальную экспозицию ТЕЛЕФОНЫ СГУ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЙ ПО УЧЕБНЫМ ВОПРОСАМ
+7 (927) 131-85-94 Начальник учебного управления Удалов Сергей Валерьевич
+7 (960) 347-52-67 Директор Института электронного и дистанционного обучения Анофрикова Наталия Сергеевна +7 (937) 811-71-43 Директор Института довузовского образования Захарова Татьяна Григорьевна +7 (937) 811-70-12 Зав. подготовит. отделением Института довузовского образования Крутикова Елена Владимировна +7 (937) 639-78-37 Биологический факультет +7 (937) 639-78-53 Географический факультет +7 (937) 639-78-55 Геологический факультет +7 (937) 639-78-59 Институт искусств +7 (937) 639-78-60 Институт истории и международных отношений +7 (937) 639-78-61 Институт физической культуры и спорта +7 (937) 639-78-64 Институт филологии и журналистики +7 (937) 639-78-66 Институт химии +7 (937) 639-78-69 Механико-математический факультет +7 (937) 639-78-70 Социологический факультет +7 (937) 250-53-28 Факультет иностранных языков и лингводидактики
+7 (937) 639-78-84 Факультет нелинейных процессов
+7 (937) 639-78-85 Факультет компьютерных наук и информационных технологий +7 (937) 639-79-02 Факультет нано- и биомедицинских технологий +7 (937) 639-79-09 Факультет психологии +7 (937) 639-79-11 Факультет психолого-педагогического и специального образования +7 (937) 639-79-18 Физический факультет +7 (937) 639-79-26 Философский факультет +7 (937) 639-79-33 Экономический факультет +7 (937) 250-53-17 Юридический факультет +7 (937) 639-78-22 Международная служба
О работе Системы дистанционного обучения IpsilonUni Инструкция по работе с платформой для преподавателей
Советы экспертов онлайн-образования СГУПреподаватели СГУ делятся советами по методике дистанционного образования. РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТОВ МИНОБРНАУКИ
27.03.20 Заседание рабочей группы Минобрнауки России об онлайн-обучении инженерно-техническим специальностям
Ресурсы НАУЧНой БИБЛИОТЕКи СГУ Сайт библиотеки Сотрудники библиотеки приглашают студентов и преподавателей СГУ обращаться по любым вопросам, связанным с использованием информационных ресурсов библиотеки. Сервис удалённой регистрации пользователей ЗНБ СГУ Электронные образовательные ресурсы библиотеки
ПРИКАЗЫ
Приказ № 622-В «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 10 ноября 2021 года
Приказ № 23-В «Об организации учебного процесса и деятельности университета в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 3 февраля 2021 года
Приказ №4326-С «О сроках ликвидации академических задолженностей по итогам летней экзаменационной сессии 2019/2020 уч.г.» от 30 ноября 2020 года
Приказ № 541-В «О деятельности университета в условиях предупреждения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 6 ноября 2020 года Приказ № 38-r «Об организации учебного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» от 31 августа 2020 года Приказ № 393-В «О деятельности университета в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции» от 28 августа 2020 года Приказ №255-В «О нерабочем дне» от 3 июня 2020 года Приказ №250-В «О деятельности университета в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 1 июня 2020 года Приказ №208-В «О сроках ликвидации академических задолженностей и разницы в учебных планах» от 15 апреля 2020 года Приказ №207-В «Об организации учебного процесса по заочной форме обучения» от 15 апреля 2020 года Приказ № 186-В «О мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» от 3 апреля 2020 года Приказ № 185-В «О мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» от 3 апреля 2020 года. Приложение приказу № 185-В Приказ № 184-В «Об организации деятельности университета в период с 4 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года» от 3 апреля 2020 года
Приказ № 175-В «О соблюдении режима самоизоляции» от 27 марта 2020 года
Приказ № 174-В «О мерах реализации университетом Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»» от 27 марта 2020 года
Приказ № 170-В «Об организации деятельности университета в период с 28 марта 2020 года по 5 апреля 2020 года» от 26 марта 2020 года
Приказ № 161-В «О мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» от 24 марта 2020 года
Приказ № 158-В «О деятельности университета в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» от 20 марта 2020 года
Приказ № 151-В «О деятельности университета в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» от 19 марта 2020 года
Приказ № 150-В «О деятельности университета в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» от 19 марта 2020 года
Приказ № 146-В «Об утверждении плана мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции» от 17 марта 2020 года
«План мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции» утверждён приказом №146 от 17 марта 2020 года
Приказ № 145-В «О профилактических мерах в общежитиях ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского» в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции» от 13 марта 2020 года
Приказ № 144.1-В «О переносе экзаменационных сессий, сроков государственной итоговой аттестации и сроков проведения профессиональных квалификационных экзаменов в условиях предупреждения новой коронавирусной инфекции» от 16 марта 2020 года
Приказ № 143-В «Об организации образовательной деятельности в ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» в условиях предупреждения новой коронавирусной инфекции» от 16 марта 2020 года
Приказ № 140.1-В «О деятельности университета в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» от 13 марта 2020 года
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ |