Участникам виртуального педагогического класса рассказали, каким должен быть учитель
В среду, 27 октября, прошло первое занятие виртуального педагогического класса СГУ. К онлайн-конференции на платформе ZOOM присоединились более 100 старшеклассников Саратова и Саратовской области, заинтересовавшихся профессией учителя. Модерировала мероприятие куратор проекта, руководитель приоритетных проектов и программ СГУ, профессор Е.Г. Елина
Открыл встречу ректор Саратовского университета А.Н. Чумаченко: «Для нас этот проект исключительно важный, поскольку СГУ — единственный вуз региона, который готовит педагогов. А хороший учитель для нас – это и хороший абитуриент. Если педагоги будут готовить сильных школьников, значит, к нам придут абитуриенты, которые смогут на высоком уровне окончить все наши программы подготовки. В этом виртуальном классе мы постараемся привить вам любовь к профессии учителя. Желаю вам набраться терпения, потому что новый замысел требует сил и интереса, ведь если вы проникнетесь нашей идеей, то успех ей будет обеспечен».
Профессор Е.Г. Елина проинструктировала участников по формату работы педкласса и возможностях специального телеграмм-чата, в котором школьники смогут оперативно общаться с наставниками. Елена Генриховна напомнила абитуриентам об искусстве диалога и подчеркнула готовность организаторов проекта к плодотворному общению. Профессор рассказала об огромном спектре образовательных программ СГУ в рамках педагогического направления, возможностях обучения на всех ступенях образования, охарактеризовала разностороннюю работу вуза в этой области: «Университет активно занимается не только аудиторной, но и внеаудиторной работой, даёт возможности для индивидуального развития студентов. В частности, проводится ежегодный конкурс “Шаг в профессию”».
Елена Генриховна подчеркнула, что магистратура по педагогическому направлению пользуется популярностью не только у выпускников, но и у практикующих учителей региона. «Нам очень интересно контактировать с действующими педагогами. Мы должны быть не только в курсе того, что происходит в школе, но и знать, что происходит с учеником – что он чувствует и что думает. Этими наблюдениями и знаниями мы собираемся с вами делиться».
Особое внимание Елена Генриховна уделила тому, что работа в педагогическом направлении в СГУ сейчас получает дополнительный импульс благодаря вхождению университета в число участников федеральной программы «Приоритет-2030». В основе программы СГУ лежат 5 стратегических проектов. Четыре из них имеют в первую очередь научный выход и связаны с приоритетными научными исследованиями вуза, а также цифровизацией в широком смысле. Пятый проект – в области педагогического образования – обладает важным социальным значением. В планах – проекты по непрерывному образованию учителей (напомним, что СГУ обладает статусом федеральной инновационной площадки с проектом «Центр научно-методической поддержки молодых учителей»), появление новых структур для поддержки педагогов, создание школьного клуба для учителей, а также развитие идеи педкласса. Вхождение СГУ в программу «Приоритет-2030» позволило сделать участие в виртуальном классе бесплатным для школьников.
Своими эмоциональными размышлениями о современном учителе поделился декан факультета психолого-педагогического и специального образования Р.М. Шамионов. Откровенные наблюдения Рауля Мунировича о профессии показали его неравнодушный взгляд на проблемы и радости педагогического сообщества.
«Учитель – способ продлить себя в других людях, стать лучше, чем ты есть, нужным для кого-то, способ развития своей личности. Мы учим студентов принятию другого человека как ценности, пониманию того, что его нельзя переделать под свои запросы. Учитель – это тот, кто способен быть рядом не только и не столько, когда ты успешен, а именно тогда, когда ты ошибаешься. Трагедия образования состоит в том, что учителя и родители видят тебя в будущем, часто не замечают твоих нынешних желаний, порой страданий, но именно это их видение и задаёт тебе ориентиры для развития. В этом, наверное, и заключается миссия Учителя – предвидение успехов ученика», – отметил Р.М. Шамионов.
Размышления о профессии учителя продолжила специалист по учебно-методической работе Центра поддержки одарённых детей СГУ О.В. Прозорова: «Мы начинаем удивительное дело. Мы собрались здесь, чтобы пристальнее вглядеться в себя. Мы будем не просто получать информацию, а пробовать понять, что образование – это основа для жизни человека. Жизни радостной, самостоятельной, реализованной, счастливой. Учитель – человек творческий и чувствующий свою свободу». Ольга Валериевна предложила школьникам продолжить фразы: «Я бы не хотел быть учителем, который…» и «Я хотел бы стать учителем, который…». Включённость участников в диалог, их истории, неравнодушное отношение к работе учителя, их откровенный взгляд доказали, что идея создания педкласса нашла горячий отклик среди абитуриентов. В конце вводной лекции Ольга Валериевна дала школьникам первое домашнее задание.
Следующее занятие виртуального класса состоится 10 ноября в 15:30. Напоминаем, встречи проходят два раза в месяц с октября по май. По результатам итогового тестирования участники проекта получат сертификаты, а лучшие выпускники – рекомендации для оформления целевого обучения на педагогические направления подготовки.
Подчеркнём, что проект виртуального педагогического класса имеет множество предпосылок и отвечает запросам общества, времени. «Как единственный вуз в регионе, который готовит педагогов, мы осознаем работу в этом направлении как обязательную часть нашей миссии по насыщению области педагогическими кадрами. Министерство образования Саратовской области совместно с Саратовским университетом разработали план по ликвидации дефицита педагогических кадров в регионе. В нём много проектов, в том числе – ранней профилизации школьников, которые задумываются о своём профессиональном будущем. В этом смысле проект виртуального педагогического класса можно назвать ответом на социальный заказ региона», – отметила куратор проекта, руководитель приоритетных проектов и программ, профессор Е.Г. Елина.
В Саратовской области уже действуют несколько психолого-педагогических классов в разных школах. Занятия в них ведут школьные учителя и психологи. Университетский проект даст новое развитие этой идее. «Преподаватели СГУ, которые работают в области педагогического образования, будут вести занятия с позиций современной науки, с использованием современных подходов, опираясь на собственный преподавательский и научный опыт. Мы хотим придать этой работе системность, свойственную университетскому образованию, добавить некий академический шарм. Кроме того, в планах – привлечение молодых учителей-выпускников СГУ, которые смогут поделиться своим опытом», – прокомментировала идею проекта профессор Е.Г. Елина. Интересно, что педклассом заинтересовались не только старшеклассники, но и учителя Саратовской области.