Skip to main content Skip to search
Форма(ы) подготовки: 
очная
заочная (только по договорам с оплатой стоимости обучения)
Ведется набор
Язык обучения: 
Русский
Нормативный срок обучения очно: 
2 года
Нормативный срок обучения заочно: 
2 года 5 месяцев
Аннотация профиля: 
Магистратура - это следующая ступень высшего образования после бакалавриата. В магистратуру по логопедии принимаются прежде всего бакалавры-логопеды и дефектологи, специальные психологи, а также выпускники других родственных профилей, успешно прошедшие вступительное собеседование по основам логопедии. Магистратуру от бакалавриата отличает ориентация на исследовательский характер обучения, активная самостоятельная, под руководством преподавателей кафедры, научно-исследовательская и научно-методическая деятельность, чему способствуют такие дисциплины, как Основы организации научно-исследовательской работы, Методология психолого-педагогического исследования. Различные аспекты коррекционно-логопедической деятельности представлены дисциплинами Логопедическая работа со слабослышащими детьми, Система логопедической работы с детьми-билингвами, Формирование речи у детей с аутизмом, Логопедическая работа с детьми с нарушениями интеллекта и с ЗПР и др.
Обязательными являются публикации магистрантов, участие в научных конференциях как одно из условий подготовки и успешной защиты выпускной квалификационной работа магистра. Научно-исследовательская деятельность магистрантов осуществляется в рамках научно-исследовательских семинаров Комплексный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений, Дифференциальная диагностика речевых нарушений, Логопедическая работа с детьми с осложненными дефектами развития, и др. Магистранты публикуются в периодическом научном сборнике кафедры логопедии и психолингвистики «Актуальные проблемы логопедии», сборниках по материалам научных конференций. Практикуются стажировки магистрантов на профильных кафедрах вузов Москвы и Санкт-Петербурга.
Выпускники магистратуры по логопедии востребованы в образовательных, медицинских учреждениях, развивающих детских центра.
Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 

Научные исследования членов кафедры логопедии и психолингвистики тесно связаны с подготовкой специалистов-логопедов и с дисциплинами, которые изучаются студентами в рамках данного профиля.

Направление научных исследований кафедры - «Современные подходы к диагностике, коррекции и предупреждению речевых нарушений». Научный руководитель д.ф.н., доц. В.П. Крючков, исполнителями являются преподаватели кафедры логопедии и психолингвистики, магистранты кафедры, в некоторых исследованиях участвуют студенты профиля.

Научные исследования обеспечиваются кадровым потенциалом кафедры: на кафедре работают доктор наук (зав. кафедрой), кандидаты филологических, педагогических и психологических наук, все преподаватели имеют научные степени и специальное базовое образование.

Научная работа кафедры представлена в кафедральных научных сборниках «Актуальные проблемы логопедии», в последние годы вышло 5 выпусков. Сборники издаются по итогам регулярно проводимых научных конференций, в которых принимают участие, помимо преподавателей кафедры и магистрантов, ученые из других профильных вузов и специалисты-практики по развитию и коррекции речи.

Кафедрой также подготовлены и проведены международные конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: теория и практика» (2017 г. https://www.sgu.ru/news/2017-10-11/na-fppiso-proshla-konferenciya-po-problemam-rechevogo) и «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (https://www.sgu.ru/conference/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-1), в которых принимали участие специалисты не только России, но и Азербайджана, Казахстана, Армении, Китая, США, Польши, Республики Беларусь. По итогам данных конференций также изданы с борники научных трудов.

 

Кафедра работает в тесном сотрудничестве с известными специалистами в области логопедии, детской речи из других вузов и профильных учреждений: с лекциями перед студентами-логопедами выступали профессора РГПУ имени А.А. Герцена Стелла Наумовна Цейтлин, Людмила Борисовна Баряева, зав. кафедрой логопедии РГПУ Людмила Владимировна Лопатина, доктор наук, профессор, зав. кафедрой логопедии и директор Института детства Московского педагогического государственного университета Анна Алексеевна Алмазова, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики (Москва) Ольга Евгеньевна Грибова, преподаватели московских вузов доценты Вера Васильевна СтрогановаОльга Ивановна Азова - директор центра «Логомедпрогноз» (г. Москва) и другие. 

 Плодотворные научные связи сформировались с Психологическим институтом РАО, с которым Саратовский университет заключил договор о научном сотрудничестве.

 Кафедра логопедии и психолингвистики осуществляет тесное сотрудничество с профильными специалистами из Казахстана, Азербайджана, Армении, США, Китая, Польши.

Заключен договор о научном сотрудничестве с Гданьским университетом (Республика Польша) – с институтом логопедии филологического факультета Гданьского университета. Директор института, доктор наук, профессор Станислав Милевски является членом программного комитета международных конференций «Специальное образование и социокультурная интеграция», проводимых факультетом психолого-педагогического и специального образования СГУ. Станислав Милевски и его коллеги публикуются в научных изданиях кафедры логопедии и психолингвистики.

 Саратовским университетом заключен договор о научном сотрудничестве и сотрудничестве в сфере обучения студентов с Южно-Казахстанским государственным педагогическим университетом (г. Шымкент, Республика Казахстан), и в рамках этого договора установилось сотрудничество кафедры логопедии и психолингвистики с кафедрой дошкольного воспитания и дефектологии, предусматривающее участие в конференциях, научных сборниках, подготовку магистров.

 Продолжается сотрудничество с коллегами-дефектологами из г. Уральска. В рамках договора о научном сотрудничестве между Саратовским госуниверситетом и Западно-Казахстанским госуниверситетом имени Махамбета Утемисова (г. Уральск).

Публикации преподавателей кафедры осуществляются в научных изданиях различного уровня, в том числе Web of Science и ВАК, см. публикации за последнее время:

Vladimir Kryuchkov, Olga Koshcheyeva, Natalia Maltseva and Olga Yakunina. Professional psycholinguistic training of speech therapists in higher education // SHS Web of Conferences. Volume 70 (2019). Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). Rostov-on-Don, Russia, November 22-23, 2019. I.V. Abakumova and E.V. Vorobyova (Eds.).  10004. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2019/11/shsconf_ictdpp2018_10004.pdf

Бочкарева Т.А. К вопросу о диагностических методиках в логопедии // Наука и школа. 2020. № 4. С. 117-125. http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/117124.pdf

Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. №5. https://mir-nauki.com/PDF/81PSMN519.pdf

Константинова О.А. Логопедическая работа со взрослыми пациентами с дизартрией в неврологическом отделении // Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский рецензируемый журнал. ISSN 1607-2499. Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский рецензируемый журнал. 2019. № 9-10. С. (в соавт. с Гаранькиной И.А.). https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-so-vzroslymi-patsientami-s-dizartriey-v-nevrologicheskom-otdelenii

Константинова О.А., Крючков В.П., Кощеева О.В. Проблема формирования межличностного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования: коммуникативно-речевой аспект // Вестник Томского государственного педагогического университете. № 6 (212).С.99-107. https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2020&issue=6&article_id=7902

Кощеева О.В. Использование обратного словаря для развития навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи // Наука и школа, 2020. № 5. С. 190-197. http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/190197.pdf

Кощеева О.В., Георгица Е.А. Актуальные вопросы подготовки студентов-логопедов к работе с детьми первого года жизни и их ближайшим окружением // Дефектология, 2020. № 3. С. 65-73. http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86277&SECTION_ID=38

Крючков В.П., Карпова Н.Л., Терешкова Е.Б., Сенаторова К.П., Пуговкина Е.А. Гуманное пространство семейной групповой логопсихотерапии // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. – С. 90-95. file:///C:/Users/Владимир/Downloads/karpova_n.l._kryuchkov_v.p._tereshkova_e.b._senatorova_k.p._pugovkina_e.a._.pdf

Темаева И.В. Геронтное общение: социолингвистический взгляд на проблему // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология, выпуск 4. 2020.С. 407-412. file:///C:/Users/Владимир/Downloads/sociologiya_2020_4-407-411%20(1).pdf