Skip to main content Skip to search
Направление подготовки: 
Форма(ы) подготовки: 
очная
заочная
Ведется набор
Язык обучения: 
Русский
Практики (очная форма): 
Нормативный срок обучения очно: 
4 года
Нормативный срок обучения заочно: 
5 лет
Аннотация профиля: 

Обучение по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (профиль подготовки «Бизнес-процессы на предприятиях сервиса») осуществляется согласно ФГОС ВО, утвержденному приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 514 от 8 июня 2017 г.

Основная образовательная программа по направлению подготовки бакалавриата 43.03.01 Сервис (профиль подготовки «Бизнес-процессы на предприятиях сервиса») реализуется СГУ в Институте истории и международных отношений в очной и заочной форме. Срок обучения по очной форме составляет 4 года, по заочной – 5 лет

Выпускник, освоивший программу, может осуществлять профессиональную деятельность в следующих областях (сферах) профессиональной деятельности:

- Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организации и контроля материально-технического обеспечения деятельности работников сервисной организации, реализации деятельности по управлению персоналом и документационному обеспечению сервисного предприятия);

- Финансы и экономика (в сфере организации финансовой и маркетинговой деятельности сервисных предприятий);

- Сервис, оказание услуг населению (торговля, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.);

- Сквозные виды профессиональной деятельности (в сфере организации и управления процессами постпродажного обслуживания промышленной продукции различного назначения и сервисной поддержки ее потребителей).

Настоящая программа готовит выпускника к организационно-управленческому, проектному, технологическому, сервисному, исследовательскому типам задач профессиональной деятельности.

Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (профиль подготовки «Бизнес-процессы на предприятиях сервиса»):

40.053 Профессиональный стандарт «Специалист по организации постпродажного обслуживания и сервиса», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.10.2014 № 864н

07.003 Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.10.2015 № 691н

07.005 Профессиональный стандарт «Специалист административно-хозяйственной деятельности», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.02.2018 № 49н

07.002 Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.06.2020 № 333н

08.002 Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.02.2019 № 10н

08.035 Профессиональный стандарт «Маркетолог», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.06.2018 № 366н

33.008 Профессиональный стандарт «Руководитель предприятия питания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.05.2015 № 281н

33.007 Профессиональный стандарт «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.05.2015 № 282н.

Обучающиеся по программе проходят практическую подготовку во время следующих практик: ознакомительной, исследовательской, проектно-технологической, сервисной и преддипломной.

Реализация программы осуществляется высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом.

Образовательный процесс полностью обеспечен с материальной и ресурсной стороны. На базе ИИиМО функционируют 3 научно-образовательных центра (НОЦ «Региональное историческое наследие и кросс-культурные связи», НОЦ «Подготовка музейных экспозиций и туристских маршрутов», НОЦ по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии), а также Центр изучения истории и культуры немцев России, археологическая лаборатория Нижнего Поволжья. Для занятий используются 3 компьютерных класса, лингафонный кабинет, 2 кабинета с интерактивными досками.

Наряду с возможностями Саратовского государственного университета, используются кадровые и материальные ресурсы различных организаций сервисной направленности: гостиничные предприятия (ООО «Словакия», ООО «Астория», ООО «Жемчужина», ООО «Загреб» и т.д.); предприятия индустрии общественного питания ООО «Ресто» (рестораны «Словакия», «Мандарин», «Джонка»); Выставочный центр «СОФИТ», гипермаркет «О’КЕЙ» и иные предприятия сервиса.

 

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности сотрудников Института истории и международных отношений, участвующих в реализации ООП бакалавриата по направлению 43.03.01 «Сервис».

По направлению бакалавриата проводится активная научно-исследовательская работа. Сотрудники кафедры участвуют в реализации НИР «Социально-экономические и гуманитарные аспекты стратегии и практики развития туризма и сервиса в России и за рубежом: формирование национальной и региональной инновационной системы развития туризма и сервиса». Руководитель НИР: д.э.н., проф. Т. В. Черевичко. В рамках реализации инициативной НИР предусмотрено изучение актуальных направлений развития системы сервиса в России и за рубежом, инновационных технологий в сфере сервиса, проведение системного анализа рынка сервисных услуг, прогнозирование стратегии развития сферы сервиса.

На базе кафедры функционирует НОЦ «Подготовки музейных экспозиций и туристических маршрутов», в рамках которого предусмотрено  участие в организации и проведении научных и научно-практических конференциях, круглых столах, дискуссиях, организуемых кафедрой Институтом; участие в конкурсах научно-исследовательских работ; представление итогов проделанной работы в виде статей и проектов.

Основные достижения научно-исследовательской деятельности за 2016 г.

Сотрудники кафедры туризма и культурного наследия организовали и успешно несколько научных мероприятий, в том числе ориентированных на студентов:

·      Всероссийская научно-практическая конференция «Внутренний туризм в России: проблемы роста» (2016 г.)

·      LVIII и LIX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Новый век: человек, общество, история глазами молодых» (2016 г.)

Результаты научно-исследовательской деятельности докладывались на конференциях всероссийского и международного уровня:

·           Международная научно-практическая конференция «Риски в социально-территориальном пространстве современной России». (Саратов, 7 июня 2016);

·           XV Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики». (Симферополь, 17-20 ноября 2016 г.);

·           IX Международная научно-практическая конференция «Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы» (Москва, 1-2 декабря 2016.);

·           VI Международная научно-практическая конференция «Развитие сферы обслуживания на инновационной основе: методология, теория и практика», (г. Орел, 20-21 декабря 2016 года);

·           Международная научно-практическая конференция «Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения», (Екатеринбург, 10 марта 2016 г.);

·           V Международная научная конференция «Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение», (г. Саратов, 8 апреля 2016 г.);

·           XVII Международная научно-практическая конференция «Будущее российского страхования: оценки, проблемы, точки роста», (г. Ростов, 3 июня 2016 г.);

·           XIV международная научно-практическая конференция молодых ученых «Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики», (г. Екатеринбург, 15-16 декабря 2016 г.);

·           Всероссийская научная конференция «Россия и Европа: особенности делового и научно-технического сотрудничества», (г. Саратов, 21 декабря 2016 г.);

·           VII  Международная научно-практическая конференция “Организационная психология: люди и риски” (Столыпинская реформа: версия 2.0), (Саратов. 19 – 20 октября 2016 г.);

·           Международная научная конференция  «Гуманизация образовательного пространства», (г. Саратов, 20-21 октября 2016 г.)

Основные публикации:

Публикации в журналах из Перечня ВАК

·      Черевичко Т.В. Развитие форм миграции труда под воздействием глобальных процессов //Известия Саратовского госуниверситета. Новая серия. Социология. Политология. 2016. № 4.

·      Пугачев И.О. Циклическая динамика формирования современной модели государственного предпринимательства США // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе – 2016 – №1 (17) – C. 106 – 116. (ISSN 2227-8486)

·      Черемисинов, Г. А., Пугачев И.О. Мирохозяйственная и циклическая иерархия воздействия государственного предпринимательства на макроэкономическую динамику/ Г. А. Черемисинов, И. О. Пугачев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2016. – № 2 (38). – С. 160-170

·      Сычева В.О. Факторы, влияющие на трудоустройство выпускников вузов / В.О. Сычева // Alma Mater. Вестник высшей школы. №11, 2016. С. 117-120. ISSN 1026-955X

Публикации в прочих изданиях:

- Черевичко Т.В. Парадоксы миграционных отношений//Социологическая диагностика современного общества. Саратов. Изд-во «Саратовский источник». 2016. ISBN 978-5-91879-606-1

- Черевичко Т.В. Креативная индустрия как инновационный сектор сервисной экономики// Актуальные проблемы и перспективы развития экономики. Симферопль-Гурзуф. ISBN 978-5-9908971-5-1. 

- Черевичко Т.В. Сычева В.О. Интернет-маркетинг в деятельности предприятий общественного питания Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 12 (декабрь). – URL: http://e-koncept.ru/2016/16257.htm

- Королева О. В. Пейзажные образы дестинаций в пространстве рекламы // Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения: Сб. науч. тр.  по итогам международная научно-практической конференция. Екатеринбург, 2016. № 3. С. 170-172.

- Королева О.В. Реклама как инструмент борьбы курортов за российского туриста // Устойчивое развитие курортных территорий: туризм, рекреационный комплекс, инфраструктурное обеспечение: научно-практический сборник по по итогам II Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием (26-27 мая 2016 г., г. Ялта) / Под ред. А. В. Глузмана.  Ялта: РИО ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте, 2016. С.  107-109.

- Королева О.В., Черевичко Т.В. Туристские предпочтения россиян как фактор развития внутреннего туризма //Индустрия туризма: возможности, приоритеты ,проблемы и перспективы: Сборник материалов  IX Международной научно-практической конференции. – 1–2 декабря 2016 г. – Ч. 1. – М.: МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, 2016. – С. 234-244.

- Королева О. В. Проблемы межкультурной коммуникации в российской практике экскурсионного дела  // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: сборник тезисов докладов I-й Международной научно-практической конференции, Саратов 24-25 ноября 2016 г. – Саратов: Амирит, 2016. – С. 58-60.

-Милинчук Е. С. Проблема страхования ответственности туроператоров на российском рынке // Будущее российского страхования: оценки, проблемы, точки роста. Сборник трудов XVIIмеждународной научно-практической конференции; Южный федеральный университет. -  Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016. – С. 395-401.

- Милинчук Е. С. Теоретические и практические аспекты управления человеческим капиталом // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года / Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой (отв. ред.). – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 311-315.

- Милинчук Е. С. Трансакционные издержки на рынке услуг и их виды // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований: материалы V Международной научно- практической конференции / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Под ред. И. В. Дегтярева. – Уфа: РИК УГАТУ, 2016. – С. 287-292

- Милинчук Е. С. Программа внутреннего маркетинга на сервисных предприятиях // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов Международной научно-практической конференции (25- 26 мая 2016 года) / Под ред. А. Г.  Пимонова. - В 3-х томах. - Том 3. -  Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. - С. 245-248.

- Милинчук Е. С. Экономические риски и стратегии развития региона (на примере Саратовской области) // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под ред. А. Г. Пимонова. - Том 2. - Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. -   С. 492-495.

- Милинчук Е. С. Роль эмоциональной компетентности в профессиональной деятельности менеджера сервисного предприятия // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (27 – 28 октября 2016 года), Том II / Под. ред.  А. Г. Пимонова. – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. - С. 477-480.

- Сычева В.О. Профессиональная мобильность // Казанские студенческие социологические чтения: сборник материалов конференции студентов и аспирантов с международным участием. Казань, 14-15 марта 2016 г. / под ред. Р.Р. Гариповой, К.А. Озеровой. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 86-88.

- Сычева В.О., Коноплева А.В. Методы продвижения продукции в условиях падения спроса на рынке бытовой техники (на примере магазинов бытовой техники и электроники города Саратова) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». – 2016. - № 4(33) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(33).pdf

- Сычева В. О. Производственный сервис как особый вид сервисной деятельности в сфере услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 10 (октябрь). – С. 144–149. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16223.htm.

- Сычева В. О., Зотова М. В. Экономическое обоснование организации квест-проектов как популярного направления развития анимационного сервиса на региональном рынке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2146–2150. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86458.htm.

- Темякова Т.В., Виноградова Н.В. Брейн-ринг как интерактивная технология инклюзивного образования // Научные исследования и разработки 2016. IX Международная научно-практическая конференция. [Электронный ресурс]. – М.: Издательство «Олимп», 2016. – с. 1082-1085. ISBN 978-5-9907858-1-6

- Темякова Т.В. Проблемы управления конфликтами в торговых организациях г. Саратова . Туризм и культурное наследие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2016., В. 11. С. 127-135.

- Темякова Т.В., Зотова М.В. Сервисное общество студентов как инструмент повышения качества высшего образования В сборнике: Научные открытия 2016 XII Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп». 2016. С. 1124-1127.

- Пугачев И.О. Формирование современной модели экономики США // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года / Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой (отв. ред.). – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 364 – 368

-  Пугачев. И.О. Динамика конъюнктуры отечественной туристической индустрии в 2008-2015 гг. // Туризм и культурное наследие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2016., В. 11. С. 73-78.

- Удалова Т.В. . Специфика кадрового менеджмента  в современных сервисных организациях: вопросы лидерства и этики // Туризм и культурное наследие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2016., В. 11. С. 142-151.

 

Одной из форм организации и активизации проведения научных исследований является подготовка и издание ежегодного сборник «Туризм и культурное наследие».

Бакалавры, обучающиеся по направлению «Сервис», имеют возможность представить результаты своей научно-исследовательской работы на ежегодных конференциях:  международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Новый век: человек, общество, история глазами молодых» (с публикацией материалов конференции в сборнике научных статей «Новый век: история глазами молодых»), а также других всероссийских и международных конференциях. Координировать научно-исследовательскую работу обучающихся призвано «Сервисное общество студентов» (руководители доц. Т. В. Темякова, ст. пр. В. О. Сычева).

 

Практики (заочная форма):