Уважаемые коллеги, студенты!
Все мы находимся в необычных дистанционных условиях жизни и взаимодействия, форма нашего ежегодного круглого стола «Психологи и педагоги на войне и военная психология» видоизменяется в связи с новыми жизненными обстоятельствами и появившимися идеями. В этом юбилейном 2020 году с 29 апреля по 8 мая на факультете психологии в он-лайн формате будет проходить проект, посвященный теме Великой Отечественной войны.
2020-й — Год памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы!
75 лет — это целая человеческая жизнь. Герои войны, наши защитники, которые смогли выжить и победить в Великой Отечественной войне, уходят... Этот подвиг Победы совершили, уже не деды, а, наверное, прадеды современных 20-летних студентов. Мы слышим о войне все чаще от тех, кто в силу своего возраста и сам знает о ней только из книг. В этой ситуации, когда время все дальше отдаляет от нас это трагическое событие прошлого, важно не забыть, какую цену наши отцы и деды заплатили за нашу возможность сейчас просто жить, учиться, строить свое будущее. Сохранить коллективную память об этом трагическом событии, как нить между прошлым и будущим, для того, чтобы в будущем эта трагическая, ужасная, чудовищная ошибка — война — никогда не могла повториться - наша задача!
Жизнь, несмотря на некоторые неурядицы, и не очень приятные «сюрпризы», которые она иногда преподносит, прекрасна, интересна. Иногда, через призму повседневности, ценность жизни перестает казаться такой большой, а смысл в повседневных хлопотах, кажется, куда-то ускользает. Нередко, ценность жизни понимается человеком лишь в минуты опасности, осознания ее конечности, но не как естественного процесса, а как внезапного вмешательства «третьих сил» или обстоятельств.
Именно психологи и педагоги являются теми специалистами, профессиональной задачей которых является формирование и трансформация ценностно-смысловой сферы личности. Это относится не только к педагогам, непосредственно воздействующим на еще формирующуюся личность (мы все помним из истории, как Януш Корчак вошел в газовую камеру со своими воспитанниками), консультативным психологам, но и к социальным психологам. С. Московичи определил социальную психологию, как науку об идеологии и коммуникативных феноменах. В таком случае формирование идеологии, в которой человеческая жизнь будет пониматься как высшая ценность, память о тех, кто пожертвовал своей жизнью в борьбе с фашизмом, в борьбе за то, чтобы каждый из нас мог жить, будет бережно храниться многие поколения, является нашей профессиональной задачей.
Для того, чтобы память о Великой Отечественной войне передавалась новым поколениям, нужны усилия многих наук, историки бережно хранят факты; педагоги воспитывают на примерах, психологу доступно уникальное видение — понимание личности в ситуации военных действий. Какие личностные особенности или особенности культуры помогли нашим предкам мобилизоваться и отразить удар врага? Что переживает очевидец военных действий? Переживания человека, чью повседневную, обычную жизнь, разрушила война - именно этот ракурс анализа Великой Отечественной войны, пожалуй, вызывает наибольший исследовательский интерес и содержит высокий эвристический потенциал в современной психологии. Это исследование, как анализ семейной истории, — доступно каждому из нас, более того, каждый из нас, наверное, может выполнить его в рамках своей семьи, чтобы, из этих отдельных частиц-историй, сложилась коллективная История.
Нельзя не отметить колоссальный вклад, сделанный психологами середины XX века, и в восстановление высших психических функций раненных в бою солдат, и в изучение высших психических функций, понимание механизмов их функционирования и других психологических феноменов (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, С. Г. Геллерштейн и др.).
Именно поэтому мы подготовили для вас этот проект, включающий в себя:
- мастер-классы военных психологов;
- исследовательские проекты студентов;
- он-лайн викторину «Психологи и педагоги в годы Великой Отечественной войны»;
- литературный конкурс в двух номинациях:
«Стихи о войне»
эссе «Мы за мир: война никогда не должна повториться».
Заведующая кафедрой педагогики,
к. пед. н. Е.И. Балакирева,
Ответственный за социальную и воспитательную работу на факультете,
к. пед. н. Н.Ю. Курчатова
Ответственный за учебную работу на факультете психологии,
к. психол.н, А.Ю. Смирнова
Воспоминания о военном детстве:
Воспоминания АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ПОНУКАЛИНА
Воспоминания ГЕННАДИЯ ДЕМЬЯНОВИЧА ТУРЧИНА
Анонс мероприятий:
4 мая в 13.00 состоится онлайн мастер-класс военного психолога Виктории Рафиковой, психолога пункта психологической работы войсковой части
г. Энгельса; «Практическая деятельность психолога в воинской части».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КРУГЛОГО СТОЛА "ПСИХОЛОГИ И ПЕДАГОГИ НА ВОЙНЕ И ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
История Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в годы Великой Отечественной войны
Вириальный тур по музею Победы
Развитие психологии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА – УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
АВТОРЫ
ЕРЕМЕНКО МАКСИМ, ПРОКОФЬЕВА АНАСТАСИЯ, ИИИМО, ГР. 471
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – Д.П.Н., ПРОФ. ФИЛИПЧЕНКО С.Н.
Проблематика психологических исследований в годы Великой отечественной войны
АВТОРЫ
Кривоборская Татьяна, Попова Полина студентки 3 курса 361 группы
Саратовские психологи в годы Великой Отечественной войны
АВТОРЫ
Пекишева Оксана, Мастюнина Юлия студенты 3 курса 361 группы
Научный руководитель доцент кафедры консультативной психологии, Фролова С.В.
ДОКЛАД «РЕЗУЛЬТАТЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ВОЕННОГО ПЕРИОДА»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РЕЗУЛЬТАТЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ВОЕННОГО ПЕРИОДА»
АВТОРЫ
АЛИЕВА НАТАЛИИ, БАЖЕНОВА АНАСТАСИЯ, РУТЧИК ЕКАТЕРИНА, СТУДЕНТОКИ 3 КУРСА 361 ГРУППЫ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ФРОЛОВА С.В.