В четверг, 15 февраля, состоялась первая в 2024 году научно-методическая встреча Центра поддержки молодых учителей «CONSILIUM» СГУ. К собранию присоединились педагоги из отдалённых районов области. Гостей встречали директор гимназии № 7 И.А. Орлова, заместитель директора по научной работе Е.А. Единак, педагоги. Основной темой дискуссии стала индивидуализация в обучении.
Руководитель приоритетных проектов и программ, куратор стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030» Е.Г. Елина открыла встречу. Занятие для коллег провела учитель биологии филиала школы № 23 села Первомайское в селе Елшанка Д.Н. Муналова. Она представила познавательный мастер-класс, задания которого позволили собравшимся определить свой тип личности.
«Мы часто чувствуем себя в определённых творческих рамках. Но иногда нужно выходить за границы. Этот принцип я применяю и в своей учительской практике – я расширяю контекст педагогического материала, оставляя всё самое важное в центре внимания», – призналась Динара Насировна.
Д.Н. Муналова отметила, что все ученики разные – нужно находить индивидуальный подход к каждому из них. Лектор предложила к рассмотрению классификацию психотипов Уильяма Марстона. По этой системе можно примерно разделять темперамент людей на четыре типа: «отношения», «правило», «доминант» и «сюрприз».
Динара Насировна на примерах разобрала разные поведенческие стили публичных личностей – учителей, политиков, журналистов. Педагог поделилась коммуникативными советами, которые можно использовать в общении с детьми. Собравшиеся в зале молодые учителя делились своими ситуациями взаимодействия с учениками, приводили примеры работы с разными учениками.
Доцент кафедры педагогики СГУ Н.Ю. Курчатова рассказала о ценном опыте первых лет работы в школе, обратила внимание на педагогический подход, который она старалась найти для «трудных» ребят.
«Ситуация меня научила находить общий язык с классом – не надо ждать, что всё измениться самостоятельно. Нужно прикладывать усилия, постоянно воспитывать в себе педагогический оптимизм: чем больше мы вкладываемся в ребёнка, тем больше мы его любим. В ученике важно видеть в первую очередь человека. Обязательно нужно сделать ''открытие'' в подопечном, который отстаёт от других», – объяснила Н.Ю. Курчатова.
Детям важно показывать, что жизнь не заканчивается при прохождении определённого трудного этапа, например, экзамена. «Молодым людям важно раскрыть жизненный потенциал, воспитать в себе стойкость. Каждый должен уметь выстоять в непростом взрослом мире и стойко переносить удары судьбы», – считает Н.Ю. Курчатова.
Ещё одна составляющая личностного потенциала – самоэффективность. По мнению Н.Ю. Курчатовой, учитель должен предлагать детям стратегии поведения: развивать в них толерантность к неопределённости, воспитывать волю к труду, учиться снимать стресс. Развитие мотивации у детей – ключевая задача педагога.
В конце занятия начальник Управления социальной работы СГУ М.И. Кабанова анонсировала открытие записи на участие в летней школе для молодых учителей в СГУ с 6 по 9 августа. Регистрация продлится до 1 марта. Подать заявку можно, написав личное сообщение Марине Игоревне во «ВКонтакте».
Следующее занятие центра состоится в марте. Площадка обмена педагогическим опытом «CONSILIUM» функционирует при сотрудничестве СГУ, Саратовского областного института развития образования и гимназии № 7 в рамках стратегического проекта университета «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030».