В Центре «CONSILIUM» обсудили теорию и практики федеральных программ воспитания
В четверг, 26 октября, прошла первая в новом учебном году традиционная встреча педагогов в Центре поддержки молодых учителей Саратовской области «CONSILIUM» СГУ на базе Гимназии №7. В зале собралось более 100 молодых учителей. Те учителя, которые не смогли приехать, подключились к занятию в онлайн-режиме.
Директор Гимназии №7 И.А. Орлова обратила внимание собравшихся на то, что все они оказались в этой профессии неслучайно. Ирина Александровна выразила надежду на то, что каждый из них будет трудиться на благо будущих поколений с искренней любовью и интересом.
Руководитель приоритетных проектов и программ, куратор стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030» Е.Г. Елина отметила, что Саратовский университет давно сотрудничает с Гимназией №7. Елена Генриховна подчеркнула, что в этом образовательном учреждении работает много талантливых молодых учителей, с которыми проводится заинтересованная работа со стороны руководства школы.
Е.Г. Елина сообщила, что в этом учебном году формат работы Центра «CONSILIUM» изменится. В первой половине собрания молодые учителя будут проводить мастер-классы по различным темам, а их коллеги и старшие наставники будут давать свои советы и оценку. Во второй части занятия блиц-лекции будут читать ведущие профессора СГУ и эксперты Саратовского областного института развития образования.
Первой открытый урок с воспитательными элементами на тему «Что такое зона комфорта и нужно ли выходить из неё?» провела учитель русского языка и литературы Гимназии №7, обладатель нагрудного знака «Молодость и профессионализм», выпускница СГУ Д.А. Качкаева. Дарья Андреевна рассказала детям притчу о медведе, который привык к стеснённым условиям в клетке и затем не смог адаптироваться к жизни в просторном вольере. Погрузившись в тему урока, ученики говорили, что для них означает зона комфорта. После чего они рассуждали о противоположном понятии: каждый мог повесить на доску стикер с названием события или места, которые бы выходили за рамки такой среды.
Д.А. Качкаева предложила детям попробовать перебороть страх выступления перед публикой через взаимодействие с аудиторией. Дети читали стихотворения, задавали вопросы незнакомым учителям в зале о важности их профильного предмета. В конце ребята смогли дать свои советы по выходу из зоны комфорта, а некоторые, переборов свою стеснительность, признавались, почему они побоялись оказаться перед неизвестной публикой.
«Зона комфорта – это состояние, в котором человек находится большую часть своей жизни. Каждый из нас автоматически ищет себе комфортные условия. Работа учителя – это каждодневный выход из зоны комфорта. Ваша задача в том, чтобы каждый ребёнок вышел из такой среды», — поделилась с коллегами Дарья Андреевна в завершение открытого урока.
Следующей выступила заведующая кафедрой методологии образования, член научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, профессор Е.А. Александрова. Екатерина Александровна дала высокую оценку мастер-классу Д.А. Качкаевой и поблагодарила её за тщательную подготовку урока. Профессор поделилась полезными советами по совершенствованию педагогического мастерства, рассказала об успешных формах взаимодействия с детьми при проведении подобных занятий.
Е.А. Александрова поговорила с коллегами о рассогласовании теории и практик воспитания в методических программах. Во многих школах воспитательная деятельность на уроках расходится с предложенными регуляторами требованиями. Было отмечено, что учителям необходимо задуматься о наполнении классных часов: «Классика педагогического влияния на ребёнка заключается в формировании учителем личностного качества, и лишь затем следует заниматься воспитывающей деятельностью. Сначала у ребёнка должны возникнуть мотивы, сформироваться представления и отношение к действительности. Необходимо, чтобы воспитывающая функция была заложена и в урок».
Екатерина Александровна считает, что нужно привлекать класс к работе над коллективными творческими делами. Их можно начинать в сентябре и поэтапно проводить вплоть до летних каникул. Благодаря такой стратегии у детей появляется видение общей цели, интерес к участию в классных часах и воспитательных событиях, объединённых одним началом.
В конце встречи куратор Центра «CONSILIUM», заместитель начальника Управления социальной работы СГУ М.И. Кабанова отметила, что Саратовский университет в течение всего года проводит серию мероприятий, посвящённых молодым учителям, и анонсировала начало регистрации на Летнюю школу для молодых учителей в 2024 году.
Площадка обмена педагогическим опытом «CONSILIUM» функционирует при сотрудничестве СГУ, Саратовского областного института развития образования и Гимназии №7 в рамках стратегического проекта университета «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030».