Skip to main content Skip to search
Например: 01.11.2024

В этот день не публиковалось новостей

В Центре CONSILIUM педагогам рассказали о психологических практиках адаптации в новом коллективе

17 марта, 2023 - 18:00

В Центре CONSILIUM педагогам рассказали о психологических практиках адаптации в новом коллективе

Авторы:
Текст: 
Даниил Пронин
Фото: 
Виктория Викторова

В четверг, 16 марта, состоялось очередное занятие Центра поддержки молодых учителей Саратовской области Consilium СГУ на базе Гимназии №7. К собранию в онлайн-режиме присоединялись педагоги из разных уголков Саратовской области.

Открыла встречу руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина. Елена Генриховна, предваряя тему занятия, рассказала о важности профессиональной адаптации: «Мы старались подобрать тему так, чтобы она была полезна молодым преподавателям, которые начали входить в школьный коллектив совсем недавно. Многих из нас интересует, как выжить в этом сложном мире и нашей профессии».

Для педагогов с методической сессией «Молодой учитель в школьном коллективе: как выжить?» выступили заведующая кафедрой методологии образования Е.А. Александрова и директор центра психолого-педагогического сопровождения «Позитив» города Энгельса А.А. Орлова.

В начале собрания Е.А. Александрова передала Е.Г. Елиной благодарность на имя ректора СГУ А.Н. Чумаченко за эффективное взаимодействие в сфере научно-педагогических кадров от ректора Пензенского государственного технологического университета Д.В. Пащенко.

Екатерина Александровна подчеркнула актуальность взаимодействия педагогов в рабочем коллективе. Профессор посвятила своё выступление профессиональному выгоранию и поделилась полезными советами по сохранению устойчивого психологического состояния молодого специалиста.

Е.А. Александрова предложила молодым учителям проанализировать свою стратегию выживания. Для этого они отвечали на вопросы тестов и методик по её определению. На различных примерах участники узнавали схему своего поведения во время рабочего процесса.

Молодые учителя могли ознакомиться со стратегиями выхода из конфликтных ситуаций, рассуждали о характере взаимоотношений с коллегами, узнавали о своей коммуникативной адаптации.

Е.А. Александрова привела в пример слова выдающегося исследователя в сфере общей педагогики, культурологии образования Н.Б. Крыловой о том, что каждый человек в новом коллективе переживает четыре этапа адаптации к чужой культуре. Во время этого процесса начинающий специалист осознаёт ценности группы и становится частью команды.

Кроме того, Е.А. Александрова поделилась практиками, которые помогут молодому учителю легче адаптироваться к новому коллективу, и привела примеры из реальной жизни.

В конце выступления Е.А. Александрова предложила учителям подумать о том, как они позиционируют себя в школе и как их воспринимают коллеги. Эта методика помогает работать над профессиональным совершенствованием педагога.

«Необходимо видеть хорошее в профессии и жизни. Не могу не вспомнить знаменитое изречение о том, что счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется пойти домой», – рассказала Е.А. Александрова.

Во второй части занятия выступила директор центра психолого-педагогического сопровождения «Позитив» города Энгельса А.А. Орлова. Анна Александровна размышляла о коммуникационных, психологических и мотивационных рисках, возникающих у начинающих учителей.

А.А. Орлова рассказала о необходимости прислушиваться к своему психоэмоциональному состоянию и организму: «Тело – это наша главная опора. Мы вынуждены жить в быстром ритме, когда порой нет времени заняться саморефлексией, позаботиться о себе и отвлечься от проблем».

Во время практической части своего тренинга А.А. Орлова предложила участникам выполнить простые физические упражнения, которые помогают легче переносить трудовые будни. Кроме того, Анна Александровна уделила внимание работе над своим голосом, что в будущем поможет избежать профессиональных болезней.

В конце тренинга А.А. Орлова рассуждала об экзистенциальных рисках молодого преподавателя. Она привела в пример притчу о трёх каменотёсах, которая раскрывает подходы к жизни разных людей. Участники согласились, что нельзя забывать, что жизнь строится из повседневных вещей, которые в итоге приведут к достижению успеха.

Встречи учителей проходят каждый месяц благодаря сотрудничеству СГУ, Саратовского областного института развития образования и Гимназии №7. Площадка обмена педагогическим опытом функционирует в рамках программы «Приоритет 2030».

Напомним, что в Саратовском университете 27 марта начнётся научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования». Молодые педагоги приглашаются к участию в открытии масштабного мероприятия 27 марта в 10:00 в актовом зале X корпуса СГУ.

В рамках фестиваля состоятся пленарное заседание, дискуссионные площадки, интенсив для абитуриентов-педагогов, практикум для молодых учителей, педагогическая олимпиада, вожатский сбор и конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию».