Магистерская программа
«Киберпсихология
(Информационно-психологическая безопасность личности в цифровом мире)»
Основная образовательная программа (ООП), реализуемая Саратовским государственным университетом факультетом психологии по направлению 37.04.01 Психология (магистратура), очной формы обучения и профилю подготовки «Киберпсихология (Информационно-психологическая безопасность личности в цифровом мире)» разработана в соответствии с утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональными стандартами, основным из которых является профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Актуальность проблемы развития цифровой среды и ее гуманитарное значение отмечается в Указе Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». Наряду с позитивными факторами происходящие цивилизационные изменения несут существенные риски и угрозы общественному развитию.
Указом Президента РФ 5 декабря 2016 года утверждена новая Доктрина информационной безопасности России. В ней проанализированы основные информационные угрозы, дана оценка состоянию информационной безопасности.
С учетом изменений в современной международной обстановке в развитии действующих нормативных документов были приняты ряд новых – Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (утверждена Указам Президента РФ от 9 ноября 2022 г. №809), Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указам Президента РФ от 31 марта 2023 г. №229), Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. №1105-р).
Среди основных направлений обеспечения информационной безопасности в области науки и образования в Доктрине информационной безопасности России выделяется - обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности.
В Концепции информационной безопасности детей в РФ в качестве основных принципов выделяется необходимость формирования умения ориентироваться в современной информационной среде, воспитание навыков самостоятельного и критического мышления, обучение вопросам информационной безопасности. Как одна из практических задач механизмов реализации государственной политики в области информационной безопасности детей указывается необходимость сформировать и интегрировать в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности.
Разработанная факультетом психологии магистерская программа «Киберпсихология (Информационно-психологическая безопасность личности в цифровом мире)» направлена на подготовку квалифицированных специалистов, эффективно осуществляющих профессиональную деятельность в сфере образования и в сети Интернет, реализуя компетенции организации и осуществления психологического сопровождения и профессиональной психологической помощи различным категориям ее пользователей, в первую очередь школьникам.
Выпускники магистерской программы будут специализироваться в области обеспечения информационно-психологической безопасности, формирования культуры личной информационной безопасности различных категорий пользователей Интернета, психодиагностике, консультированию и экспертизе в Интернет-среде, овладеют новыми электронными средами (образовательными, политическими, культурными и т.д.), принципами цифровой и сетевой психологии.
Статьи Scopus:
1.В. А. Соловьева, С. Б. Вениг, Т. В. Белых. Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана //ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 25, № 1. 2021, С.91-110. DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.091-109
Доклады на Международных и Всероссийских конференциях:
1.Грачев Г.В., Белых Т.В. «ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОМ МИРЕ»// Материалы Всероссийской конференции «Личность в ситуации социальных изменений» (10 декабря 2021, Саратов).
2. Белых Т. В. Психологические условия сохранения аутентичности личности как субъекта социального взаимодействия в цифровом мире// Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации (РИНТИ-2021): доклады ХX Международной научно-технической конференции, Минск, 18 ноября 2021 г. – Минск: ОИПИ НАН Беларуси, 2021. – 408 c. (С. 338-342) – ISBN 978-985-7198-08-5.
Кафедра психологии личности https://www.sgu.ru/structure/fps/kpl
Лаборатория когнитивной психологии https://www.sgu.ru/structure/fps/labkp
Региональный центр практической ппсихологии https://www.sgu.ru/structure/fps/rcpp