В течение февраля на кафедре коррекционной педагогики проходили защиты выпускных квалификационных работ студентов по направлению Специальное (дефектологическое) образование профилей магистратуры «Дефектология» и «Психологическое сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» заочной формы обучения.
Специфика исследований студентов состояла в тематическом охвате актуальных проблем обучения, воспитания и психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Практически все наши магистранты - выпускники уже работают по своему профилю в образовательных учреждениях, реабилитационных центрах, учреждениях социального развития и здравоохранения. Среди защищающихся в этот раз были кандидат филологических и кандидат медицинских наук, а также педагоги, психологи, врачи, директора психологических и образовательных центров. Все это только подчёркивает заинтересованность магистрантов в получении специального образования, в овладении новыми профессиональными компетенциями для дальнейшего успешного построения собственной карьеры.
Широк был и географический охват городов, в которых работают наши магистранты. Назовем некоторые темы выпускных квалификационных работ.
Профиль «Дефектология»: Журавская В. С. «Развитие познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития» (г. Санкт-Петербург), Козлова А. Д. «Формирование предпосылок готовности к школе дошкольников с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения» (г. Липецк), Селифонкина Ю.В. «Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития средствами информационно-коммуникационных технологий» (г. Норильск), Ходыкина А.М. «Формирование пространственных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с помощью нейропедагогических приемов» (г. Южно-Сахалинск).
Разнообразие тем выпускных работ студентов профиля «Психологическое сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» демонстрировало важность междисциплинарного подхода при осуществлении дефектологических исследований: Кузнецова Е.Б. «Оптимизация средств нейропсихологической реабилитации лиц с афатическими нарушениями сосудистого генеза», Кошелева Т.Ю. «Развитие коммуникативных навыков у старшеклассников с нарушением слуха в процессе танцевальной деятельности», Куколева Е.А. «Развитие общения подростков с расстройствами аутистического спектра в инклюзивной группе детского развивающего центра», Сомова Е.И. «Психолого-педагогическое сопровождение академической адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».
Практико-ориентированный подход прослеживался в защитах магистрантов профиля «Дефектология»: Ахмедовой А.Г. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии», Горылевой Е.В. «Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития средствами театрализованной деятельности», Кохаровой Е.М. «Дидактическая игра как средство формирования навыков пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения», Ляховой М.Ю. «Система работы школы по социально-трудовой адаптации и реабилитации обучающихся с умственной отсталостью», Маркеевой А.И. «Учет особенностей развития сенсорных систем в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра» и др.
В 2024 году, объявленном в России годом семьи, особо актуальными являются темы исследований, посвящённые вопросам поддержки семей, обозначим некоторые их них: Сивоплясова А.Н. «Психологический потенциал библиотерапии в процессе принятия родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья», Калягина П.В. «Изучение детско-родительских отношений в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»; Айдарова Ю.А. «Эффективные стратегии гармоничного развития семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна».
Магистранты постарались не просто исследовать ту или иную проблему, но и привнести что-то свое. Кроме теоретического анализа были представлены эмпирические материалы, результаты диагностики, разработка коррекционно-развивающих программ, оценка эффективности реабилитационной и коррекционно-развивающей работы. Все вышеперечисленное имеет практическую значимость для детей с нарушениями развития, их родителей, а также специалистов образовательных организаций.
Все защиты выпускных работ прошли успешно в атмосфере научной дискуссии и исследовательской заинтересованности.
В состав Государственной аттестационной комиссии вошли опытные практики - работодатели: Е.А. Митрофанова - к.п.н., зам. директора ГБУ Саратовской области «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возвращение», Е.Б. Мельник - директор ГБОУ СО «Центр образования и психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей» г. Саратова, О.К. Шафиева - директор ГБОУ Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 5 г. Саратова», К.А. Овчаренко - руководитель структурного подразделения «Центр дополнительного образования и профессионального обучения «Техноград» ГАОУ СО «Центр образования «Родник зданий», Е.С. Рыжкова - педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ «Прогимназия Кристаллик», Е.В. Романова - заместитель директора и психолог Фонда социальной поддержки семьи и детства «Океан». Наши выпускники получили приглашения к трудоустройству в центры образования, а также в школы для обучающихся по адаптированным образовательным программам.
Члены Государственной аттестационной комиссии отметили, что защищающиеся методически грамотно представили результаты своей научной работы и собственной профессиональной деятельности. Большинство ВКР были оценены членами ГАК на «отлично» и «хорошо», всем выпускникам присвоена квалификация магистра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».