Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Документы

Положение о факультете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Защита выпускных квалификационных работ магистрантов-дефектологов

20 февраля, 2024 - 15:15

Защита выпускных квалификационных работ магистрантов-дефектологов

Авторы:
Текст: 
Ю.В. Селиванова
Фото: 
Архив кафедры коррекционной педагогики

 В течение февраля на кафедре коррекционной педагогики проходили защиты выпускных квалификационных работ студентов по направлению Специальное (дефектологическое) образование профилей магистратуры «Дефектология» и «Психологическое сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» заочной формы обучения.

 Специфика исследований студентов состояла в тематическом охвате актуальных проблем обучения, воспитания и психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 Практически все наши магистранты - выпускники уже работают по своему профилю в образовательных учреждениях, реабилитационных центрах, учреждениях социального развития и здравоохранения. Среди защищающихся в этот раз были кандидат филологических и кандидат медицинских наук, а также педагоги, психологи, врачи, директора психологических и образовательных центров. Все это только подчёркивает заинтересованность магистрантов в получении специального образования, в овладении новыми профессиональными компетенциями для дальнейшего успешного построения собственной карьеры.

 Широк был и географический охват городов, в которых работают наши магистранты.  Назовем некоторые темы выпускных квалификационных работ.

 Профиль «Дефектология»: Журавская В. С. «Развитие познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития» (г. Санкт-Петербург), Козлова А. Д. «Формирование предпосылок готовности к школе дошкольников с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения» (г. Липецк), Селифонкина Ю.В. «Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития средствами информационно-коммуникационных технологий» (г. Норильск), Ходыкина А.М. «Формирование пространственных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с помощью нейропедагогических приемов» (г. Южно-Сахалинск).

 Разнообразие тем выпускных работ студентов профиля «Психологическое сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» демонстрировало важность междисциплинарного подхода при осуществлении дефектологических исследований: Кузнецова Е.Б. «Оптимизация средств нейропсихологической реабилитации лиц с афатическими нарушениями сосудистого генеза»,  Кошелева Т.Ю. «Развитие коммуникативных навыков у старшеклассников с нарушением слуха в процессе танцевальной деятельности», Куколева Е.А. «Развитие общения подростков с расстройствами аутистического спектра в инклюзивной группе детского развивающего центра», Сомова Е.И. «Психолого-педагогическое сопровождение академической адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

 Практико-ориентированный подход прослеживался в защитах магистрантов профиля «Дефектология»: Ахмедовой А.Г. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии», Горылевой Е.В.  «Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития средствами театрализованной деятельности», Кохаровой  Е.М. «Дидактическая игра как средство формирования навыков пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения», Ляховой М.Ю. «Система работы школы по социально-трудовой адаптации и реабилитации обучающихся с умственной отсталостью», Маркеевой А.И. «Учет особенностей развития сенсорных систем в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра» и др.

 В 2024 году, объявленном в России годом семьи,  особо актуальными являются темы исследований, посвящённые вопросам поддержки семей,  обозначим некоторые их них: Сивоплясова А.Н. «Психологический потенциал библиотерапии в процессе принятия родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья», Калягина П.В. «Изучение детско-родительских отношений в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»; Айдарова Ю.А. «Эффективные стратегии гармоничного развития семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна».

 Магистранты постарались не просто исследовать ту или иную проблему, но и привнести что-то свое. Кроме теоретического анализа были представлены эмпирические материалы, результаты диагностики, разработка коррекционно-развивающих программ, оценка эффективности реабилитационной и   коррекционно-развивающей работы. Все вышеперечисленное имеет практическую значимость для детей с нарушениями развития, их родителей, а также специалистов образовательных организаций.

 Все защиты выпускных работ прошли успешно в атмосфере научной дискуссии и исследовательской заинтересованности.

 В состав Государственной аттестационной комиссии вошли опытные практики - работодатели: Е.А. Митрофанова -  к.п.н., зам. директора ГБУ Саратовской области «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возвращение»,  Е.Б. Мельник -  директор ГБОУ СО «Центр образования и психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей» г. Саратова, О.К. Шафиева  - директор ГБОУ Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 5 г. Саратова»,  К.А. Овчаренко - руководитель структурного подразделения «Центр дополнительного образования и профессионального обучения «Техноград» ГАОУ СО «Центр образования «Родник зданий», Е.С. Рыжкова - педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ «Прогимназия Кристаллик»,  Е.В. Романова - заместитель директора и психолог Фонда социальной поддержки семьи и детства «Океан». Наши выпускники получили приглашения к трудоустройству в центры образования, а также в школы для обучающихся по адаптированным образовательным программам.

 Члены Государственной аттестационной комиссии отметили, что защищающиеся методически грамотно представили результаты своей научной работы и собственной профессиональной деятельности.  Большинство ВКР были оценены членами ГАК на «отлично» и «хорошо», всем выпускникам присвоена квалификация магистра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».