Статья заведующего кафедрой логопедии и психолингвистики Владимира Петровича Крючкова и доцента Ольги Васильевны Якуниной «Возможности и ограничения жанра психологического эссе, или Опыт медленного чтения статьи Л.С. Выготского о «Легком дыхании» И.А. Бунина» опубликована в 4 номере международного научного журнала СГУ «Жанры речи» https://zhanry-rechi.sgu.ru/ru/journal/2022/4. Индексируется Scopus, ERIH PLUS, RSCI, DOAJ
Журнал «Жанры речи» посвящен проблеме речевых и коммуникативных жанров. Тематика журнала: проблемы теории речевых жанров, в том числе типология жанров и жанровых форм, жанры в связи с языком, культурой, языковой картиной мира, языковой личностью, художественным творчеством, СМИ, сопоставительное изучение речевых жанров. Журнал, вместе с пятью другими изданиями СГУ, вошел в перечень авторитетных научных журналов России – «Белый список»
Актуальность статьи В.П. Крючкова и О.В. Якуниной определена существующими противоречивыми подходами и к изучению новеллы И.А. Бунина, и к осмыслению классической статьи Л.С. Выготского о знаменитой новелле писателя.
Статья включает аналитический обзор различных концептуальных подходов, интерпретаций новеллы И. А. Бунина «Легкое дыхание», появившихся за столетие после написания статьи Л.С. Выготским о «Легком дыхании» И. А. Бунина. В качестве наиболее проблематичных и вызывающих противоположные точки зрения выделены: взаимосвязь и взаимозависимость формы и содержания; противоречивый образ юной гимназистки Оли Мещерской; кульминационный мотив «падения» главной героини; специфика конфликта; символический смысл доминантного мотива «легкого дыхания» и финала новеллы.
Обосновывается жанровое определение статьи Л. С. Выготского как психолого-физиологического эссе, включающего преимущественно индивидуальные субъективные художественные впечатления и комментарии автора по поводу отдельных элементов формо-содержания произведения в эмоционально-художественном стиле.
Рассматривается толкование Л. С. Выготским конфликта формы и содержания в новелле И.А. Бунина, отмечается нечеткость в разграничении автором «житейской» основы новеллы и цепи событий в новелле в их «естественной» последовательности.
На основе анализа речевой организации новеллы И. А. Бунина уточняются характеристики основных персонажей, с учетом авторского замысла корректируется восприятие Выготским доминантного мотива легкого дыхания.
Жанр статьи Л. С. Выготского о «Легком дыхании» И. Бунина определяется как формалистское психолого-физиологическое эссе, цель которого – вскрыть механизм воздействия композиции литературного произведения на читателя. Отмечается, что формальную природу этого воздействия критик-психолог представил классически, реализовав потенции жанра психолого-физиологического эссе, то есть акцентировав один элемент формы литературного произведения и на нем основывая общий вывод об идейно-художественном содержании, однако необходимо иметь в виду, что произведение как художественное целое воздействует на читателя и посредством других элементов формы произведения: ритма, тона, лексики, интонации, речевой организации, физической, нравственной, эстетической точкой зрения автора-повествователя. Без учета этих элементов анализ художественного текста может быть неполным и ошибочным.