01 марта в рамках Международного форума «Гуманизация образовательного пространства» состоялся вебинар «Современная школа — школа диалога». В рамках онлайн встречи преподаватели РПГУ имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург) презентовали образовательную систему «Школа диалога». Координаторы проекта представили педагогическому сообществу Узбекистана, Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, г. Саратова и Саратовской области концептуальные положения образовательного контента, представленного в рабочих программах и учебниках по всем дисциплинам начальной школы, методических рекомендациях для учителей, программах и методических рекомендациях по всем направлениям внеурочной деятельности, комплексных итоговых работах для проверки метапредметных образовательных результатов указанного УМК.
Программа вебинара включала 4 выступления.
Воюшина Мария Павловна, д.п.н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А. И. Герцена, проиллюстрировала основные формы диалога в школьном образовании, обратившись к учебникам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства. Особо были выделены такие виды диалога, как диалог участников образовательных отношений, диалог способов познания, диалог учебных дисциплин, диалог искусств и диалог с искусством, диалог культур.
Суворова Екатерина Павловна, д.п.н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И. Герцена, раскрыла основные приемы работы по формированию читательской грамотности в УМК «Школа диалога». Особое внимание уделялось определению наиболее эффективных приемов работы с учебно-научным текстом. Обсуждение проходило с привлечением материалов учебников по окружающему миру, технологии, музыке. Убедительно прозвучал вывод, что учебники УМК «Школа диалога» формируют готовность школьников сознательно принимать знания и применять приемы познавательной деятельности, стимулируют к самостоятельному добыванию знаний, готовность к самообразованию.
Предметная реализация обозначенной образовательной системы прозвучала в выступлениях Соколовой Елены Николаевны, к.п.н., доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена, и Афанасьевой Аллы Борисовны, к. искусствоведения, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И. Герцена, которые последовательно раскрыли технологии реализации различных видов диалога на уроках ИЗО и музыки в 1-4 классах.
Ачкасова Галина Леонтьевна, д.п.н., профессор Курского государственного университета, выразила высокую оценку презентуемому методическому комплексу: «Целостная, учитывающая природу всех субъектов образовательного процесса система. Понимание диалога как универсальной формы жизни делает представленные учебники настоящим открытием в методике. Мощно и одновременно увлекательно!».
Практикующие учителя высоко оценили стратегии обучения и воспитания, представленные в рассматриваемых материалах: методический аппарат построен на диалоговых технологиях; междисциплинарная система формирования и оценки универсальных учебных действий и межпредметных понятий; все задания многофункциональны; предлагаются задания по выбору, учитывающие интересы, возможности учащихся, доминирующие каналы восприятия; ребенок занимает активную позицию и организует собственную познавательную деятельность; организована система индивидуальной самостоятельной проектной, поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащихся, реализована взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности; обеспечена социализация школьников за счет принятия разных социальных ролей (исполнитель, организатор, эксперт), целенаправленного развития коммуникативных навыков.
Как отметили педагоги, вариативность содержания и методов обучения обеспечивает возможность реализации УМК «Школа диалога» в образовательных учреждениях разного типа.
В вебинаре участвовало около 100 педагогов. Из образовательных организаций г. Саратова и Саратовской области активно были представлены: МАОУ «Гимназия № 31», МАОУ «Гимназия 4 имени В. М. Безбокова», МАОУ «Лицей № 36», МОУ «СОШ № 5», МОУ «СОШ № 10», МОУ «СОШ № 38», МОУ «СОШ № 59 с УИП», МОУ «СОШ № 66 им Н И Вавилова», МОУ «ООШ № 78», МОУ «СОШ № 84», МБОУ «СОШ № 90», МОУ «СОШ № 106», МОУ «СОШ № 2» г. Пугачева, МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина» г. Калининска.
Продолжить профессиональный диалог о реализации представленной образовательной системы координаторы предлагают в рамках виртуального клуба «Работаем по УМК Школа диалога» на платформе ВКонтакте: http://vk.com/club75917573
Организатором вебинара выступила кафедра начального языкового и литературного образования.