Специфика выпускных квалификационных исследований студентов, обучающихся по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» состоит в тематическом охвате актуальных проблем психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Практически все наши магистранты - выпускники уже работают по своему профилю в образовательных учреждениях, реабилитационных центрах, учреждениях социального развития и здравоохранения.
В представленных на защиту квалификационных работах был затронут широкий спектр проблем детей дошкольного и школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, нарушениями зрения, умственной отсталостью, речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжёлыми множественными нарушениями развития. В исследованиях магистранты охватывали психологические аспекты развития, дидактические, воспитательные и коррекционно-педагогические технологии образования детей с ОВЗ, пути и средства их успешной социальной адаптации и реабилитации.
Назовем некоторые темы выпускных квалификационных работ: Бакан И.С. «Особенности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ», Боровая Н.П. «Абилитация детей раннего возраста после кохлеарной имплантации», Кавкаева А.Н. «Особенности профессиональной мотивации людей с инвалидностью», Шапина А.А. «Применение краеведческого материала на уроках математики при обучении школьников с задержкой психического развития».
Презентация результатов ВКР Ольховской Н.М. на тему «Адаптация учебных пособий с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра» была посвящены раскрытию особенностей работы с детьми с РАС в условиях инклюзивного обучения в обычных общеобразовательных школах. В работе Стецюра Н.И рассматривались вопросы развития коммуникативной сферы и формирования готовности к обучению в школе дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Актуальная тема «Организация работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе дистанционного обучения» была представлена в докладе и презентации Шмаргун В.А.
Магистранты постарались не просто исследовать ту или иную проблему, но и привнести что-то свое. Кроме теоретического анализа были представлены эмпирические материалы, результаты диагностики, разработка коррекционно-развивающих программ, оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, имеющие практическую значимость для детей с нарушениями развития, их родителей, а также специалистов образовательных организаций.
Все защиты выпускных работ прошли успешно в атмосфере научной дискуссии и исследовательской заинтересованности.
В состав Государственной аттестационной комиссии вошли опытные практики - работодатели, которые отметили, что защищающиеся методически грамотно и обоснованно представили результаты своей научной работы и собственной профессиональной деятельности, выпускные квалификационные работы носили практикоориентированный характер.
Большинство ВКР были оценены членами ГАК на «отлично» и «хорошо», всем выпускникам присвоена квалификация магистра по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование».