Проект «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с нарушениями речи» инициирован Лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики Российской академии образования. Заведующий лабораторией – Елена Леонидовна Ворошилова, руководитель исследовательского проекта – Ольга Евгеньевна Грибова.
Цель проекта: выявление особенностей речевого развития современных детей с нормативным и нарушенным речевым развитием, как детей дошкольного возраста (3-5, 5-7 лет), так и младших школьников и затем школьников средних и старших классов, что проводится впервые. Необходимы актуальные научные данные о том, как и что изменилось в речевом развитии современных детей за последние 30-40 лет, а изменения эти несомненны и на уровне словаря, и на уровне речежанрового общения.
Проект рассчитан на несколько лет, и одна из его целей – прослеживание динамики речевого развития детей с учетом различных факторов как социально-средового, так и методико-педагогического характера. Исследование носит масштабный характер и по объему исследовательского материала (первичное экспресс-обследование, психологические и речевые срезовые и лонгитюдные исследования), и по географии, и оно давно назрело, так как для оказания эффективной логопедической помощи, шире – помощи в развитии речи, необходима как определенная статистика, так и сведения качественного характера.
Кафедра логопедии и психолингвистики Саратовского университета и ряд дошкольных и школьных образовательных учреждений Саратова и области принимают участие в реализации проекта наряду со специалистами, представляющими Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Камчатку, Сахалин, Кемерово, Орел, Курск.
.