Skip to main content Skip to search

Документы

Положение о факультете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

На факультете состоялась Международная научно-практическая конференция

21 октября, 2020 - 10:30

На факультете состоялась Международная научно-практическая конференция

Авторы:
Текст: 
Ю.В. Селиванова
М.Д. Коновалова
Фото: 
Архив кафедры коррекционной педагогики

  15-16 октября 2020 в Саратовском университете проходила Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020». Организаторами конференции выступил факультет психолого-педагогического и специального образования и Научно-методический центр психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями СГУ имени Н.Г. Чернышевского. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, данная конференция проводилась в дистанционном формате на платформе GOOGLE MEET.

 Тема конференции объединила свыше 250 участников, представителей более 30 научных, образовательных, общественных российских и международных организаций. Обширная география форума включала такие страны, как США, республика Беларусь, Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдавия, Узбекистан. Были представлены также российские вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Курска, Красноярска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Перми, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Омска, Томска, Уфы, Ярославля.

 Приветственные слова произнесли Нестерова Ольга Евгеньевна, председатель оргкомитета, проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе СГУ им. Н.Г. Чернышевского; Шамионов Раиль Мунирович, сопредседатель оргкомитета конференции, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

В пленарных докладах были выделены дискуссионные вопросы, связанные с процессами социокультурной интеграции в специальном образовании.

 Первыми выступили наши коллеги из ближнего зарубежья Т.В. Лисовская, доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики. Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (Минск, Беларусь) и Н.В. Крюковская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики специального образования учреждения образования, «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Гродно, Беларусь), с докладом на тему «Содержание коррекционно-педагогической работы с учащимися с задержкой психического развития на основе трансдисциплинарного подхода».

 Л.М. Кобрина, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе ГАОУ ВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (Санкт-Петербург, Россия) познакомила слушателей с материалами на актуальную тему  «Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра. Опасность гипердиагностики».

 Междисциплинарный подход в исследованиях по дошкольной тифлопедагогике был представлен Л.А. Ремезовой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования, руководителем научно-инновационного образовательного центра Самарского государственного социально-педагогического университета (Самара, Россия) в докладе и презентации на тему «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»,

 Далее участникам конференции был представлен видеодоклад И.Г. Сумароковой, кандидата психологических наук, руководителя нижегородской общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива» (Нижний Новгород, Россия) на тему «Расширяя границы возможностей. Опыт работы с лицами, имеющими одновременное нарушение слуха и зрения».

 Последним из гостей выступила Е.В. Мелина, директор окружного учебно-методического центра по обучению инвалидов ПФО. Университета управления «ТИСБИ», директор АНО «РМЦ по работе с лицами с ОВЗ (Казань, Республика Татарстан). В выступлении были раскрыты особенности адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза, на примере деятельности Университета Управления «ТИСБИ», Казань.

 В завершение пленарного заседания выступила Ю.В. Селиванова, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики СГУ имени Н.Г. Чернышевского (Саратов, Россия) с докладом «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии: пилотажный этап и исследовательские перспективы».

 Дальнейшая работа проходила в 10-ти секциях. Проблематика секционных докладов охватывала широкий круг различных вопросов, связанных с многообразием направлений развития специального образования в Саратовской области и других регионах. Сами названия секций уже достаточно иллюстрируют их работу:

– Традиции и инновации в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (Модераторы: д.соц.н, профессор Ю.В. Селиванова, к.соц.н, доцент Е.Н. Горина);

– Реабилитация, социальная адаптация, социализация и медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья (Модераторы: к.мед.н, доцент Е.С. Пяткина, к.псх.н, доцент Е.С. Гринина);

– Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития (Модераторы: к.психол.н, доцент М.Д. Коновалова, к.пед.н, доцент О.И. Суслова);

– Междисциплинарные аспекты изучения речевого дизонтогенеза (Модераторы: д.филол.н, профессор В.П. Крючков, к.пед.н., доцент О.А. Константинова, к.филол.н., доцент О.В. Кощеева);

– Инновационные технологии в дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (Модераторы: к.соц.н., доцент В.О. Скворцова, к.пед.н., доцент Л.В. Мясникова);

– Интеграционные тенденции в системе начального естественно-математического образования (Модераторы: д.биол.н., профессор Е.Е. Морозова, к.пед.н. О.А. Федорова);

– Технологическое образование и социокультурная интеграция (Модераторы: к.пед.н., профессор В.Н. Саяпин, ст. преподаватель Е.А. Спиридонова)

– Личность в социокультурном пространстве (Модераторы: д.псх.н., профессор Р.М. Шамионов, к.псх.н., доцент М.А. Кленова);

– Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми потребностями (Модераторы: к.псх.н., доцент М.С. Ткачева, к.псх.н., доцент И.В. Малышев);

– Филологическая грамотность как фактор социокультурной интеграции (Модераторы: к.филол.н., доцент Ю.О. Бронникова, А.Б. Щербаков).

 Первый день конференции завершился проведением конкурса студенческих научно-исследовательских работ «Современные проблемы и перспективы развития коррекционной педагогики. Модераторы и эксперты Конкурса - доцент кафедры коррекционной педагогики Е.Н. Горина, доцент кафедры логопедии и психолингвистики Т.Ф. Рудзинская и доцент кафедры реабилитационных технологий Е.С. Гринина. Конкурс прошёл в форме публичной защиты результатов научно-исследовательской работы студентов на платформе Google Meet. В нём приняли участие бакалавры 2-4 курсов. Представленные доклады были посвящены актуальным проблемам коррекционной педагогики и психологии. Участники затронули в своих работах целый ряд проблем обучения, воспитания и развития всех категории детей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных групп, особенности их психофизического развития, современные методы диагностики и коррекции нарушений, семейное воспитание и другие.

  Во второй день конференции 16 октября 2020 года состоялся онлайн мастер-класс на практической площадке Научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

 Руководитель Центра М.Д. Коновалова сообщила, что в настоящее время в основными лабораториями центра являются лаборатория психологических и психофизиологических исследований, лаборатория коррекционно-педагогических технологий, лаборатория изучения речевого дизонтогенеза, в которых имеется современное оборудование для проведения фундаментальный и прикладных научных исследований.

  В ходе мастер-класса доцентом кафедры коррекционной педагогики Л.В. Мясниковой было представлено оборудование лаборатории коррекционно-педагогических технологий – комплекс сенсорной интеграции «Дом Совы». Людмила Владимировна отметила, что при использовании тренажеров этого комплекса у ребенка достигается интеграция проприоцептивных, вестибулярных и тактильных ощущений, что чрезвычайно важно при работе с детьми с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с расстройствами аутистического спектра. Данное воздействие широко используется в практике работы специалистов, однако механизм его влияния при различных формах нарушений развития является недостаточно изученным.

 О.В. Кощеева, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, познакомила с одной из программ, которая имеется в лаборатории изучения речевого дизонтогенеза. Программа «Море словесности» позволяет осуществлять работу по коррекции и профилактике различных форм дисграфии у детей младшего школьного возраста на качественно ином уровне. Ольга Валерьевна отметила, что интерактивные логопедические технологии значительно повышают мотивацию ребенка к занятиям, формируют интерес к чтению, письму, способствуют улучшению успеваемости. Ольга Валерьевна подчеркнула, что в настоящее время необходимо проведение исследований по определению оптимального сочетания традиционных и инновационных технологий в логопедической работе, выработке рекомендаций по здоровьесбережению при использовании компьютерных программ, расширению банка заданий.

 Доцент кафедры логопедии и психолингвистики О.В. Якунина представила автоматизированную программу для определения индивидуального латерального профиля, которая может найти свое применение в изучении локализации моторных и сенсорных функций у людей, закономерностей формирования латеральной организации высших психических функций в детском возрасте, а также оказать существенную помощь логопедам в реализации индивидуальных программ профилактики и коррекции нарушений устной и письменной речи дошкольников и младших школьников. Очень удобным для исследователя является комплектация программы, включающая предметные и аппаратные средства, а также компьютерную программу, позволяющую быстро и точно проводить диагностику, фиксацию и оценку полученных результатов. 

 Исследования в области психофизиологии и нейронауки, приводящиеся на базе Центра, представила ведущий научный сотрудник А.Е. Руннова. Это экспериментальные работы, направленные на поиск объективных показателей когнитивных и эмоциональных процессов. Она отметила, что в Центре созданы хорошие условия для экспериментальной работы, сформирована междисциплинарная команда специалистов, имеется современное оборудование для проведения высокотехнологичных измерений и обработки биомедицинских сигналов.

 В заключении мастер-класса М.Д. Коновалова продемонстрировала огромный набор пособий, предназначенных для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии, а также пригласила к сотрудничеству с Центром всех заинтересованных студентов, преподавателей, педагогов образовательных организаций для проведения совместной опытно-экспериментальной и экспертно-аналитической работы.

 Участие в работе мастер-класса позволило различным специалистам и слушателям получить интересный и практический опыт.

 Благодарим за проведение трансляции мастер-класса заместителя руководителя Центра С.А. Залесного и ассистента А.А. Фисенко.

 Запись мастер-класса доступна на канале Центра на YouTube Centre of Children with Special Needs

 Таким образом, проведение конференции способствовало организации междисциплинарного диалога ученых и практиков, заинтересованных в решении проблем обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями; выработке позиции профессионального сообщества в решении вопросов социализации и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработке современных подходов к повышению качества образования детей с особыми образовательными потребностями, их позитивной социализации и успешной интеграции в социокультурное пространство.

Ссылка на пленарное заседание: https://www.youtube.com/watch?v=p9_BxbHizU0

Сссылка на местер-класс: https://www.youtube.com/watch?v=z2-Ew1GSTqY