Студенты 3-го курса направления Специальное (дефектологическое) образование (профили Сурдопедагогика и Олигофренопедагогика) прошли первую производственную педагогическую практику. Практика состоялась в необычном для всех нас дистанционном формате, но вместе с тем позволила сформировать не только профессиональные компетенции и некоторые навыки научно-исследовательской работы у будущих дефектологов, но и способность адаптироваться к новым условиям, перестраивать привычный формат своей работы, учиться самоорганизации, заниматься собственным личностным и профессиональным ростом. Именно в этом пытались помочь студентам руководители практики, которая во всех смыслах стала для всех нас особенной, инновационной формой работы со студентами.
На установочных семинарах с применением дистанционных технологий были проведены необходимые консультации по вопросам организации образовательной деятельности в ДОО, обзор научной и методической литературы, видеоресурсов (записей занятий и уроков) с участием преподавателей кафедры коррекционной педагогики Юлии Викторовны Селивановой, Ольги Ивановны Сусловой, Натальи Владимировны Павловой, Вероники Олеговны Скворцовой, Ольги Васильевны Соловьёвой, Екатерины Николаевны Гориной и педагогов дошкольного отделения ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Энгельса» Кристины Александровны Павловой, Татьяны Юрьевны Державиной, Наталии Николаевны Ивльевой, Юлии Николаевны Шишкиной. Студенты 351 и 391 групп в виртуальном режиме были ознакомлены с образовательным учреждением, его задачами, структурой, учебно-производственной базой, основными направлениями деятельности, количественным и качественным составом воспитанников, педагогическим и медицинским составом.
В период прохождения практики, с целью формирования необходимых профессиональных компетенций, педагогических умений и навыков, студентам было предложено для самостоятельной работы 8 заданий: от создания визитной карточки ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Энгельса» и ГБОУ СО «Школа АОП № 1 г. Саратова», а также анализа нормативно-правовой базы образовательных учреждений до анализа занятий (уроков) с применением видеоресурсов и разработки собственных конспектов занятий для дошкольников с нарушениями слуха, уроков для школьников с нарушениями интеллекта и воспитательных мероприятий.
В указанный период продолжалась научно-исследовательская работа по тематике курсовых проектов, к которой студенты отнеслись очень ответственно и творчески подошли к выполнению заданий научных руководителей, проявили инициативность, исследовательскую активность, способность отбирать содержательный материал и анализировать его.
На итоговой конференции на платформе ZOOM студенты-сурдопедагоги представили подготовленные презентации-отчёты: визитную карточку учреждения представила Мария Жукова, аналитический отчёт по нормативно-правовой базе дошкольного образования – Анастасия Володченко, перечень документации воспитателя и учителя-дефектолога в ДОУ показала Виктория Логашова, образец психолого-педагогической характеристики ребёнка с нарушенным слухом – Ангелина Упорникова, разработанные конспекты представила Алёна Ледовская, о воспитательных делах рассказала Мария Бобкова и формы взаимодействия с родителями представила Анна Тюшевская.
Практиканты также поделились своими ожиданиями и впечатлениями о практике, открытыми в этот период новыми информационными ресурсами, а также попытались ответить на нестандартные вопросы «что меня привлекает в профессии воспитателя / учителя-дефектолога и что отталкивает (вызывает определенный страх)?», «10 личностных качеств, которые будут способствовать моему профессионально-творческому развитию», «есть ли у меня план профессионального саморазвития… пора о нём подумать» и другие, которые позволили отрефлексировать пройденный важный этап профессионального становления.
15.06.2020 г. студенты 351 группы успешно сдали экзамен по Русскому жестовому языку и основам сурдоперевода на платформе ZOOM, и, надо сказать, что это позволило им в большей степени продемонстрировать приобретённые навыки дактилирования и владения жестовой речью. На экзамене присутствовали эксперты, владеющие сурдопереводом, которые отметили высокий уровень подготовки наших студентов по профилю «Сурдопедагогика».
Таким образом, новая форма общения-обучения в дистанционном формате «приучила» нас всех искать и находить ресурсы и возможности, нестандартные решения для возникающих проблем.