06 апреля, в день, когда все образовательные учреждения страны перешли в режим дистанционной работы, у студентов 311 группы факультета психолого-педагогического и специального образования (профиль Начальное образование) началась первая педагогическая практика (руководитель — доцент кафедры начального языкового и литературного образования Т. Г. Фирсова). Студенты, которые так долго ждали выход в школу, попали в совсем другую реальность: цифровую образовательную среду. «Очень сложно было осознавать, что наша первая педагогическая практика пройдет в таком режиме, когда ты не в классе стоишь, а сидишь дома и взаимодействуешь с педагогом и учащимися на расстоянии» — Анастасия Кожарина. «После того, как студенты услышали новость о том, что практика будет проходить в дистанционном формате, я уверена, многие огорчились. Ведь будущему педагогу так важно живое общение с детьми. Потому что, как бы это парадоксально не звучало, взрослым есть чему поучиться у детей! А как можно получить бесценный педагогический опыт общения и чему-то научиться в электронном формате? Ведь ты не видишь глаза ребят, не можешь понять, как они относятся к тебе, может быть, им есть, что тебе сказать? А ты видишь учеников через монитор ноутбука или экран телефона…» — поделилась Елена Николаева.
Начало практики стало, по словам студентов, своеобразным «мозговым штурмом», когда важно было изучить множество образовательных платформ и «сайтов, которые предоставляют в бесплатном и открытом доступе свой контент: начиная от обычных уроков, которые проводят лучшие учителя России (и не только), заканчивая курсами, вебинарами, подкастами для саморазвития и самосовершенствования» (Алена Самойлова).
В этих условиях стало необходимым скорректировать программу производственной практики, организовать еще более тесное сотрудничество с образовательными партнерами, наполнить программу практики новыми формами профессиональной деятельности и включиться в процесс освоения цифровых технологий, образовательных ресурсов и сервисов, предназначенных для реализации полноценного образовательного процесса.
Традиционный пассивный этап практики проходил в формате активного психолого-педагогического наблюдения в контексте видеоуроков, размещенных на платформе YouTube. Как отмечают сами студенты, в этом они видят огромное преимущество, т.к. в ходе обычной практики они могли бы наблюдать только за деятельностью педагога-куратора, «брали бы его методы и способы организации процесса обучения за эталон. В режиме дистанции методисты нашего факультета предложили изучить уроки разных учителей, которые мы можем проанализировать и сравнить, выявить какие приемы и методы будут более эффективны, как можно смоделировать один и тот же этап урока по разному. Это, безусловно, обогащает наше педагогическое мышление, наполняет методическую копилку разными формами и приемами» (Виктория Куваншкалиева).
В рамках основного этапа практики студенты моделируют технологические карты уроков по всему расписанию начальной школы, разрабатывают интерактивные учебные материалы, проводят он-лайн уроки, участвуют в реализации электронного обучения конкретного класса.
Большим достоинством практики студенты отмечают возможность познакомиться с онлайн-платформами и программами для проведения он-лайн конференций, которые могут использоваться как средство дополнительного образования, инструмент индивидуальной работы с ребенком. Виктория Исаенко отмечает: «Практически каждый год школы, особенно начальные классы, закрывают на карантин на несколько недель. Теперь, при возникновении такой ситуации, я как молодой учитель не растеряюсь и буду четко знать, что и как делать. Нельзя сказать, что образовательные платформы способны полностью заменить учителя, но они могут стать верными помощниками. И теперь я это точно знаю!»
Среди плюсов такой формы практики студенты выделяют — психологический комфорт, возможность выстроить индивидуальную траекторию выполнения заданий, повышение учебного интереса и вовлеченности в профессию, развитие воли, дисциплинированности, самостоятельности. Справедливо звучат слова Анастасии Кошелевой: «Сейчас самое время заняться саморазвитием, читать интересную литературу, выявить скрытые таланты, найти новое увлечение. Главное — не стоять на месте, развиваться, обогащать свой внутренний мир и не терять время впустую».
Студенты выражают благодарность всем, кто помогал пройти этот путь и получить бесценный опыт. «Конечно, нам во всем помогали наши уважаемые учителя, преподаватели, методисты, которые готовы помочь, подсказать, объяснить, без их веры в наши начинания, результат был бы другим» (Оксана Горшкова). Факультет выражает огромную благодарность своим партнерам: администрации и педагогическому коллективу начальной школы МОУ «Гимназия № 7», МОУ «СОШ № 6», МАОУ «Лицей № 37», МАОУ «Гимназия № 4».