17 декабря 2019 г. доцент кафедры коррекционной педагогики Наталья Владимировна Павлова и студенты – будущие сурдопедагоги 251 группы побывали в одном из первых образовательных учреждений г. Саратова, где начали обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это школа-интернат № 1 для обучающихся по адаптированным образовательным программам (для детей с тяжелыми нарушениями речи) – образовательное учреждение, которым гордятся его воспитанники и работающие в нём специалисты. Это учреждение комплексного характера в самом полном смысле слова! Во-первых, это школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья, но все воспитанники, учителя, другие работники считают, что это их родной дом! Здесь в условиях инклюзии и интеграции живут и учатся дети с особыми образовательными потребностями, имеющие задержку психического развития (ЗПР), тяжелые нарушения речи (ТНР), дети с нарушениями слуха и дети с расстройствами аутистического спектра. Во-вторых, это учреждение, объединяющее дошкольную и школьную ступени обучения. Школа-интернат известна как место, собравшее лучших специалистов, готовых помогать детям с нарушениями развития, их родителям и друг другу.
Студенты, будущие сурдопедагоги, посетившие это старейшее учебное заведение, поделились своими впечатлениями:
– Сегодня нам посчастливилось побывать в школе-интернате АОП № 1. Нас пригласили на конкурс чтецов среди глухих школьников (среди участников была лишь одна слабослышащая девочка, у остальных – тотальная, абсолютная глухота). Мы очень заинтересовались, так как нам хотелось понаблюдать за детьми, узнать, как они общаются, выступают на сцене.
Как только мы вошли в школу, нас встретили доброжелательные учителя, которые хотели поделиться своим опытом, рассказать нам всё, что они знают, предупредить о возможных трудностях. Конкурс прошёл на одном дыхании! Мы переживали за ребят и с волнением слушали их. Было очень полезно посетить такую школу, увидеть своими глазами современную аппаратуру, которая используется на занятиях для глухих. (Максюкова Елена).
– В школе-интернате для детей с различными нарушениями развития нам с первого взгляда было ясно, что здесь очень домашняя, уютная атмосфера, сплоченный коллектив учителей, которые помогают каждому ребёнку освоить труднейшее явление – речь! На конкурсе чтецов все участники замечательно выступили, очень старались, искренность и волнение – самое главное, что мы увидели на их лицах. А первое место заняли ученики из 11 класса, представившие самый трудный жанр – мелодекламацию – стихи под музыку. (Иванова Ольга)
– В школе-интернате № 1 нас встретили очень тепло, показали учебные классы. Было очень интересно посмотреть на «умное» супер-оборудование, которое способно определить степень дефекта при диагностике глухих детей. Волнующим, душевным оказалось мероприятие, на котором дети читали стихи о войне. После этого мы смогли побеседовать с учителями, задать им разные вопросы, посмотрели также группы в детском саду, который находится в интернате. Мы надеемся, что это не последняя наша встреча со школой. (Газин Олег)
– На конкурсе чтецов мне было очень интересно наблюдать, как меняется уровень речи глухих школьников от класса к классу. Дети так старались читать стихи и переживали за результат, что хотелось всем присудить первое место и наградить подарками! Хочется поскорее вернуться туда снова… В обычной школе такого не увидеть… (Голова Юлия)
Действительно, в каждой школе своя атмосфера, аура… здесь чувствуется поддержка, взаимопонимание, убеждённость, что сурдопедагог – очень нужная профессия, приносящая кому-то счастливые минуты! Умение общаться – это умение жить среди людей. Именно этому здесь учат.
Нам хотелось бы ещё раз выразить слова бесконечной благодарности учителям, организовавшим настоящий праздник, прежде всего Анне Яковлевне Яниной и другим, завучу Светлане Николаевне Поляковой, директору Людмиле Александровне Сидоренко. Мы очень надеемся на продолжение сотрудничества школы и нашего факультета!