Skip to main content Skip to search

Документы

Положение о факультете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование»

5 ноября, 2019 - 11:15

Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование»

Авторы:
Текст: 
М.Д. Коновалова
Ю.В. Селиванова
Е.Н. Горина
Фото: 
Архив Участников конференции

  23-25 октября состоялась V Международная  научно-практическая конференция  «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность» (МГППУ, г. Москва), участие в которой приняли  проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе Ольга Евгеньевна Нестерова, заведующая лабораторией инклюзивного образования Марина Дмитриевна Коновалова, заведующая кафедрой коррекционной педагогики Юлия Викторовна Селиванова, доцент кафедры коррекционной педагогики Екатерина Николаевна Горина и  старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий в обучении Екатерина Александровна Гаврилова.

 Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование»  с 2011 года является площадкой для обсуждения актуальных проблем развития инклюзивного образования в нашей стране. Целью V Международной научно-практической конференции являлось обсуждение проблемы непрерывности инклюзивного процесса в образовании, анализ основных достижений и противоречий в реализации преемственности процесса инклюзии на всех уровнях отечественного образования, объединение усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивного образования.

 23 октября Конференция была открыта  актовыми лекциями, которые провели ведущие российские и зарубежные спикеры. С лекцией «Тьюторство как ресурс инклюзивного образования» выступила Президент межрегиональной тьюторской ассоциации, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Михайловна Ковалёва. Ею очень подробно были раскрыты и разведены понятия «тьютор» и «ассистент учителя», «индивидуальный подход» и «индивидуализация», а также убедительно доказано, что инклюзивное образование без тьюторского сопровождения в правильном понимании смысла и содержания тьюторской деятельности, которые не всегда верно интерпретируются в регионах и в образовательных организациях, не может быть реализовано в полной мере и степени.

 Первый рабочий день конференции продолжили Панельные дискуссии, посвящённые актуальным проблемам специального и инклюзивного образования. Дискуссия «Специальное и (или) инклюзивное образование: спор или союз?», модератором которой выступила Алёхина Светлана Владимировна, стала площадкой горячих споров учёных, научных сотрудников, руководителей образовательных организаций, педагогов и родителей. Свои «ответы» на обозначенный в названии вопрос и мнения озвучили Елена Вячеславовна Багарадникова — исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт», член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, член Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ), Алексей Юрьевич Шеманов — ведущий научный сотрудник Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ, Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова,  профессор Высшей школы экономики (2016), главный редактор «Журнала исследований социальной политики».

 Зарубежные эксперты - Тэд Хоч, (США), профессор из Колледжа по обучению и развитию при Университете Джорджа Мейсона, Леа Шакед (Израиль), преподаватель Колледжа Херзог, советник по образованию в школах специального образования и муниципалитетах, Димитрис Анастасиу, доктор наук, профессор Университета Южного Иллинойса, (США) – рассказывали о системе инклюзивного образования в Израиле и США.

 Подводя итог этой дискуссии,  проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Владимировна Алехина  резюмировала, что в настоящее время государство поддерживает и инклюзию, и коррекционные школы, а это значит, что  Россией была выбрана модель «сосуществования систем», как  многими европейскими странами. Светлана Владимировна подчеркнула, что тема дискуссии близка каждому родителю, - он встает перед выбором, принимая решение о стратегии образования для своего ребенка. Она привела данные статистики: на сегодняшний день в России 47% детей с ОВЗ обучаются в массовой школе, часть из них в отдельных классах, часть - в полной инклюзии. 53% детей с ОВЗ обучаются в коррекционных школах. 110 тысяч детей вообще не обучаются, хотя законом РФ не закреплено понятие «необучаемости». В настоящее время  остается множество проблем, требующих поиска решений, среди которых важнейшей является необходимость развития инклюзивной культуры в обществе. Слушатели, среди которых были, как специалисты, так и родители особых детей, задавали волнующие их вопросы, а также делились своим опытом.  Далее работу продолжили тематические секции и мастер-классы.

 Большое пленарное заседание состоялось 24 октября в Общественной палате Российской Федерации. Заместитель министра  просвещения РФ Татьяна Юрьевна Синюгина в своем докладе озвучила направления Государственной политикив сфере образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, обратив внимание на существующие проблемы: дефицит педагогических кадров, необходимость постоянного повышения квалификации и переподготовки, модернизация дефектологического образования и другие.   Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства науки и высшего образования РФ Екатерина Геннадьевна Бабелюк представила статистику обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузах страны, рассказала об итогах реализации программы «Доступная среда» и необходимостью в настоящий момент разработки критериев её оценки. Председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Юрьевна Клочко акцентировала внимание на разрыв между наукой и практикой, подчеркнув, что это, безусловно, «два крыла», без которых «полёт невозможен». И.О. Директора "Института коррекционной педагогики РАО" Татьяна Александровна Соловьева в своем выступлении отметила, что главное звено в обсуждаемой проблеме – ребёнок с особыми образовательными потребностями, для которого важно время и пространство, который должен пребывать в ситуации организованной деятельности и ситуации успеха, и в этом главные отличия коррекционного и инклюзивного образования.

 После пленарной части  работу  конференции продолжили Круглые столы. Один из которых был посвящён Ресурсной поддержке инклюзивного образования: презентации Федеральных ресурсных центров. В настоящее время  ФРЦ по организации комплексного сопровождения лиц с ОВЗ (разных категорий), являясь интеграционными площадками науки и практики, выполняют роль координационных и информационных центров для всех участников образовательного процесса.

 Завершающий день конференции 25 октября  был посвящён работе базовых практических площадок конференции, мастер-классам и практико-ориентированным семинарам на их базе.

 По итогам конференции  был  издан Сборник материалов V Международной  научно-практической конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность». Все, для кого представляет интерес данная конференция,  могут дополнительно ознакомиться с видеоматериалами на сайте  Института  проблем инклюзивного образования  МГППУ.