Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Документы

Положение о факультете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

В СГУ состоялась международная конференция по специальному образованию

14 октября, 2019 - 09:00

В СГУ состоялась международная конференция по специальному образованию

Авторы:
Текст: 
В.П. Крючков
Фото: 
архив факультета

  11 и 12 октября в Саратовском университете состоялась международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии».

  Целью конференции было обобщение теоретических знаний и практического опыта в области формирования коммуникативно-речевой компетенции в современной образовательной и социокультурной ситуации, в условиях инклюзии, координация деятельности специалистов в области диагностики, коррекции, восстановления и предупреждения речевых нарушений у детей и взрослых.

  Открыл заседание заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики, доктор филологических наук В.П. Крючков: «Каждая научная конференция, тем более международная, служит мощным импульсом не только для собственно научной работы, но и для закрепления существующих и появления новых научных связей с ведущими отечественными и зарубежными учеными, а значит – появлению новых идей, открытию новых исследовательских горизонтов. В конференции участвуют специалисты, представляющие вузы Москвы и Санкт-Петербурга, различные регионы страны – от Калининграда до Тюмени и Норильска. Очное и заочное участие в конференции принимают также представители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, США, Польши, Узбекистана».

  Гостей и участников форума приветствовала проректор СГУ по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова. «Конференция по специальному образованию, которая проводится в Саратовском университете ежегодно, получила статус международной, что свидетельствует о её значимости и авторитетности в научном сообществе. Российская система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья активно совершенствуется, предъявляя все новые требования к подготовке специалистов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, к процессу обучения, к организации образовательной среды, что тоже является немаловажным. История становления специального образования в Саратовском университете берёт свое начало в конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда был осуществлен первый набор студентов на дефектологические специальности. У истоков специального образования в Саратове стоял логопед-дефектолог, автор одной из первых в стране диссертаций по логопедии Валерия Ивановна Балаева. Непосредственным организатором нашего сегодняшнего мероприятия стала кафедра логопедии и психолингвистики СГУ, основанная в 2005 году доктором филологических наук, профессором, известным в стране исследователем детской речи, психолингвистом Константином Федоровичем Седовым. Он является автором нескольких монографий, многочисленных учебных пособий и хрестоматий по психолингвистике, во многом определивших направления научно-исследовательской и научно-методической работы кафедры логопедии и психолингвистики, – отметила Ольга Евгеньевна.  

  Многие из присутствующих в зале специалистов по формированию и коррекции речи являются выпускниками кафедры логопедии и психолингвистики СГУ, которые активно трудятся в Саратовской области, в самых разных регионах страны и за рубежом.

  Главная цель конференции – это обобщение научных исследований, осмысление опыта, консолидация усилий общественных и профессиональных организаций в целях создания благоприятных условий для жизни, деятельности и обучения детей с особыми потребностями».

  К присутствующим в зале обратился декан факультета психолого-педагогического и специального образования Р.М. Шамионов: «Наш факультет – один из ведущих в стране, на факультете ведется обучение практически по всем профилям направления Специальное (дефектологическое) образование. Наряду с обучением студентов ведется и активная научная работа, накоплен солидный опыт в области методик обучения. Саратов не случайно стал одним из центров дефектологического образования в стране, поскольку уже в предыдущие десятилетия сложилась научная и методическая база для открытия профильного факультета, работали специалисты, заложившие основы дефектологического образования. Мне бы хотелось, чтобы эти научные исследования, начатые основоположниками дефектологии в Саратове, получили развитие в новое время и в новых условиях. Раиль Мунирович проинформировал о том, что в этом году Саратовский университет планирует открыть крупнейший научно-методический центр в Поволжье, где будут располагаться научно-исследовательские лаборатории, основная цель которых направлена на изучение проблем детства, инвалидности, и, конечно же, проблем инклюзии. «Мы будем стремиться разрабатывать новые технологии, их изучать, помогать детям и взрослым включаться в образовательное сообщество в полном смысле этого слова», – подытожил декан.

  Профессор, заведующий кафедрой логопедии филологического факультета Гданьского университета (Гданьск, Республика Польша) Станислав Милевски в своём видеообращении отметил как положительный факт заключение договора Гданьского университета и Саратовского университета в области логопедии, совместных исследований в области формирования коммуникативно-речевых компетенций.

  В рамках пленарного заседания заведующая кафедрой логопедии, директор Института детства Московского педагогического государственного университета А.А. Алмазова охарактеризовала приоритетные направления исследований в современной отечественной логопедии и прочитала затем лекцию на тему «Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи».

  Ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики О.Е. Грибова (Москва) в своем выступлении на пленарном заседании обратилась к актуальной научно-методической проблеме стандартизации логопедического обследования, а также в этот день прочитала лекцию «Дифференциальная диагностика форм речевых нарушений».

  Сотрудник кафедры дошкольной и специальной педагогики  Южно-Казахстанского государственного педагогического университета (Шымкент, Республика Казахстан) К.Н. Даркулова представила доклад «Логопедия в Казахстане: история и современное состояние».

  Е.В. Бруно (Brighton, Colorado, USA) в своем докладе рассмотрела систему инклюзивного образования в государственных школах США.

  Сотрудники кафедры логопедии и восстановительной терапии Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна Ж.А. Пайлозян и Э.Р. Тадевосян подготовили доклад «Специфика логопедической работы в Школах международного бакалавриата (на примере Лицея Ширакаци)».

  Заместитель директора по консультативно-диагностической работе Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, доцент кафедры логопедии и психолингвистики СГУ, кандидат психологических наук А.В. Печерский представил деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  С темой «Раннее выявление и коррекция речевых расстройств у детей в условиях детского центра медицинской реабилитации» аудиторию познакомила кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части Детского центра медицинской реабилитации г. Саратова Е.Н. Алексеева.

  Заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики СГУ В.П. Крючков представил доклад «Кафедра логопедии и психолингвистики Саратовского университета: коммуникативно-речевые исследования».

  Пленарное заседание было продолжено в субботу 12 октября в актовом зале XII корпуса. В этот день основными докладчиками были также ведущие российские специалисты по формированию речи и коррекции речевых нарушений.

  Заведующая кафедрой логопедии Российского государственного педагогического университета. доктор педагогических наук, профессор Л.В. Лопатина представила доклад на тему «Подходы к изучению и преодолению системной речевой недостаточности у детей», а также выступила с лекцией для специалистов-практиков и студентов по одному из самых сложных разделов логопедии – Дизартрии: «Дифференциальная диагностика нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией».

  Доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Л.Б. Баряева представила доклад «Сенсорная интегративная терапия: взгляд на проблему с позиций педагога», затем познакомила присутствующих с «Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи с методическими рекомендациями: издательство «Просвещение», 2019 г.».

  В рамках конференции состоялся также мастер-класс врача-психотерапевта, семейного психолога, федерального эксперта Национальной родительской ассоциации С.В. Левита на тему «Семья: источник ресурсов и проблем», который также вызвал повышенное внимание участников-конференции.

  Работа конференции была продолжена в секциях «Выявление, коррекция, профилактика нарушений устной речи», «Речеязыковая подготовка учащихся», «Речеязыковые расстройства у лиц с особенностями развития», «Инновационные технологии и технические средства в коррекции нарушений речи и формировании коммуникативно-речевой компетенции», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», «Коррекционно-педагогические технологии в комплексном сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  Участники конференции высоко оценили уровень научных докладов российских и зарубежных ученых, а также предоставленную возможность прослушать лекции ведущих специалистов по различным сложным разделам логопедической науки и методической практики.