12 октября 2019 года в Саратове, на базе школы РАН «Гимназия № 1», в рамках проекта «Орден Ладошки», состоялся семинар «УчимЗнаем», модератором которого выступил заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), разработчик и автор адаптивной модели школы – Евгений Александрович Ямбург.
Участниками семинара стали воспитатели ДОО, школьные педагоги, педагоги-психологи, дефектологи, управленцы системы образования, преподаватели вузов. Факультет психолого-педагогического и специального образования СГУ представляли: зав. кафедрой коррекционной педагогики Юлия Викторовна Селиванова, зав. кафедрой педагогики детства на базе МОУ «Гимназия № 7» Мария Павловна Зиновьева, директор МОУ «Гимназия №7» и преподаватель базовой кафедры СГУ Ирина Александровна Орлова, доценты факультета Екатерина Николаевна Горина и Татьяна Геннадьевна Фирсова.
Встреча была открыта премьерой документального фильма-интервью «Протокол понимания», в котором были представлены судьбы…Судьбы детей, которые знали и понимали, что они смертельно больны или которые никогда в своей жизни не видели неба или не слышали голос мамы… С их помощью Евгений Александрович знакомит аудиторию с одним из актуальных образовательных направлений – госпитальной педагогикой: от проектной идеи до создания сети школ в России. Наглядно показывает, что образование детей, находящихся на длительном лечении, в том числе и с тяжёлыми формами онкологических заболеваний, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов – ресурс их реабилитации. Для большинства таких детей школа олицетворяет норму, нормальность, хотя жизнь у них определённо другая. «Парадокс, но это так. И пусть этот разговор всё же начнется…»
Протоколом понимания можно обозначить и жанр общения с саратовской педагогической общественностью. Были озвучены основные угрозы и вызовы современности, определены стратегии и тактики противодействия, раскрыты основные позиции профессионального стандарта педагога и Национальной системы учительского роста.
В выступлении Е. А. Ямбург подчеркнул роль шкалы ценностей для общественного развития, культуры и гуманитарного фундамента самого педагога в организации обучения и воспитания, необходимость развития толерантности=великодушия в межличностных отношениях. Ум и сердце надо развивать одновременно!
Информационные технологии – по мнению метра – всего лишь важный инструмент в организации обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Но нельзя через приборы изучать душу! Поэтому основной капитал – это педагог, его обучение, постоянное саморазвитие. «…Мы второстепенное стали считать главным, а главное – второстепенным…»
В своей речи Евгений Александрович поднял актуальные и злободневные вопросы о соотношении педагогических технологий и предметного содержания в работе педагога, о формировании патриотизма и угрозе фашизации современного сознания, религиозной грамотности в светской школе, интолерантности среди подростков. По мнению Ямбурга, одной из профессиональных педагогических задач является профилактика ненависти и злости.
«Учеников надо удивлять!» - на основе личного видеоматериала заслуженный учитель РФ продемонстрировал деятельностный подход и принцип психотерапевтического взаимодействия в образовании. Нет отдельных педагогических или медицинских, или культурологических подходов, всё должно быть едино! Дидактические спектакли, режиссёром которых он сам является, флешмобы, различные проекты в дошкольной и школьной образовательной деятельности, воспитательные традиции – организация незабываемых постановочных праздников, которые делают взрослые для детей, постоянное взаимодействие и участие выпускников и друзей в жизни Центра и многое другое.
Е. А. Ямбург подчеркнул, что педагог – это профессия, которая требует постоянного интеллектуального и духовного развития, молодости и бодрости духа. После встречи все слушатели смогли пообщаться с гостем, познакомиться с его трудами и получить автограф.
Основные цитаты встречи, требующие педагогического осмысления:
- Умных детей учить легко, на это способен каждый. Настоящее мастерство — помочь учиться каждому ребенку.
- Кто кому нужнее в современном мире взрослый ребенку или ребенок взрослому, здоровый ребенок больному или больной здоровому.
- Основным ресурсом качественного образования является учитель, поэтому в него и стоит вкладывать (финансирование его постоянного обучения, прохождение программ повышения квалификации, обмен опытом и т.д.)
- Каждый ребенок имеет право на чудо.
- Сложно поднять уровень экономики, пока отсутствует вертикаль ценностей в обществе.
- Фундамент всему – культура.
- Толерантность – это великодушие, а нравственность – правда (по словам В. Шукшина).
- Не может один человек быть всем, надо активно взаимодействовать.
- «Мир прекрасен – это факт, хоть и безобразен», «пусть миром правит любовь, пока живут на свете люди»
- Стихотворение Б. Чичибабина «Покамест есть охота...» как модель педагогической доктрины.