28-29 сентября 2019 года в г. Грозный состоялся всероссийский форум «Современное развитие педагогического образования».
В его работе принимали участие представители Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Правительства Чеченской республики, Министерства образования и науки Чеченской республики, Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», представители ассоциации развития педагогических университетов и институтов, ректорского и профессорско-преподавательского состава университетов и институтов Российской Федерации.
От нашего университета в его работе приняли участие доктора наук, профессора, зав. кафедрами О.И. Дмитриева и Е.А. Александрова.
На Форуме обсуждались основные проблемы, риски и задачи современного развития педагогического образования. Обратим внимание: именно «современное развитие», а не «развитие современного образования», как это традиционно заявляется. Тому есть основание. Традиционные способы развития системы образования, несомненно, устарели в связи с появлением новых средств коммуникации и формированием цифровой среды.
Ниже мы в тезисном порядке приводим основные идеи, прозвучавшие за эти дни не только в базовых докладах, но и в репликах из зала, и нашедшие поддержку у совета ректоров, представителей ФУМО и министерств. С презентациями выступлений можно познакомиться на сайте Чеченского государственного педагогического университета: https://chspu.ru/news/vserossijskij-forum-sovremennoe-razvitie-pedagogicheskogo-obrazovaniya-2/
Как вы увидите, многое из того, что только намечается и поддержано, уже реализуется в нашем национально-исследовательском университете. Однако некоторые задачи еще требуют нашего пристального внимания как на уровне кафедр, так и факультета и университета в целом. По сути, основные изменения касаются нескольких походов к организации педагогического образования: его цифровизации, организации разновозрастного поддерживающего диалога, мотивирующего взаимодейтвия, направленности на появление новы и возрождения в современных форматах «забытых» педагогических профессий.
Итак.
Аксиологические задачи педагогического образования:
Возвращение в вузы цели и ценностно-смысловых оснований педагогической деятельности (у современной молодежи укорененность сферная, а в вузе – традиционно линейная);
Сохранение и/или порождение импульса к педагогической деятельности;
«Национально-исследовательские университеты – одна их возможностей поднять педагогическое образование в России» - В.А Болотов.
«Выпускник вуза должен понимать, каким он будет семьянином» - В.А. Болотов.
Направленность педагогического образования на
А) подготовку студентов
- к организации и педагогическому сопровождению летнего отдыха детей (вожатство во всех его проявлениях)
- к работе по новым специальностям: тьюторство, игротехник (про педагогов-предметников речи не велось совсем).
- В работе в ситуации семейного образования (прозвучала цифра, констатирующая что 10 % семей уже забрали детей из школы и пользуются программами семейного образования. Существует тенденция к увеличению этой цифры);
Б) подготовку студентов к участию
- в волонтерских программах;
- в проектах по типу «Образование и город» (Д. Агронат).
Профессионально-содержательные задачи:
- «Прокачка» профессорско-преподавательского состава: приобретение ими навыков современного цифрового общения, разработке динамичных (не только информационно-слайдовых) презентаций, общения со студентами в социальных сетях;
- организация внутригородских элективных курсов для студентов по вузам города, по факультетам, например, по понедельникам;
- сопряжение программ СПО и ВО;
- отказ высшего образования от дублирования программ СПО;
- учет цифровых следов в процессе воспитания личности;
- подготовка многопрофильных педагогов (см. программу «Земской учитель»)
- разработка программ, учитывающих необходимость формирования креативного критического мышления;
- не линейное (имелось в виду традиционная последовательность лекций и семинаров) построение изучения студентами учебного материала;
- подготовка студентов к оцениванию базовых навыков обучающихся по международным стандартам;
- введение в учебные планы и программы педагогическог инжинеринга;
- обучение студентов работе с семьей не только на индивидуальных консультациях и родительских собраниях, но и в ситуации «семейного образования» ребенка вне школы.
«Средовые» задачи
«Учитель – прежде всего среда»: образовательная среда становится, о сути, четвертым субъектом образовательного процесса, наряду с обучающимся, родителем, педагогом;
-
«Вот как отремонтировали школу, так у учителей сразу изменилась осанка и позитив появился» - привел пример своего опыта коллега из Чеченской республики (реплика из зала);
-
«Среда порождает нравственность» (фраза из зала);
-
Создание среды, привлекательной для абитуриентов (фразы бывших абитуриентов – молодых участников конкурса «Учитель года», в ответ на вопрос о том, что именно повлияло на их итоговое решение о выборе педагогической профессии: чистота, информированность, улыбки, не курение);
-
Создание общего поля общения педагогов региона и ППС вуза;
-
Развитие сетевой формы наставничества;
-
Формирование и развитие цифрового образовательного пространства;
-
Создание в регионах центров непрерывного педагогического образования;
-
Внедрение внутрифирменных программ повышения квалификации.
Тактические задачи
Студент должен видеть талантливых учителей и ППС, разбирающийся в цифровой среде, общающихся через современные средства коммуникации и энергичных. (фраза: «посмотрите КТО сейчас преподает в вузе и школе);
-
Формирование непрерывных педагогических отрядов (отряд «вытекает» из команды студентов, работающих вместе в ситуации летнего отдыха, потом в него добавляются студенты иных профилей подготовки);
-
Активное участие ППС в региональных программах развития школы;
-
Учитывать, что средством проектирования воспитания и обучения современного студента становится его цифровая история;
-
Принимать во внимание, что современному студенту нужны рубрики «Лайфхак для педагога», «Стратегии развития своей индивидуальности», «Soft skills», «Философия успеха», «Альбомы решения педагогических проблем».
Мы выражаем искреннюю благодарность за предоставленную возможность участвовать в столь высоком Форуме лично ректору Хож-Ахмеду Султановичу Халадову и всему коллективу чеченского государственного педагогического университета. Благодарим за качественное его содержание, четкую организацию, дружелюбный прием, возможность познакомиться с замечательными людьми и принять участие в обсуждении столь важных для системы педагогического образования проблем.
Со своей стороны выражаем готовность к дальнейшему сотрудничеству как в научной, так и в научно-методической сферах.