16 мая 2019 г. для студентов первого курса был проведен кафедральный день – знакомство первокурсников с преподавателями кафедры, направлениями работы и перспективами развития кафедры.
Первокурсников приветствовали зав. кафедрой Морозова Е.Е. и преподаватели кафедры: доценты Зиновьев П.М., Фаддейчева Т.И., Федорова О.А., Ларионов О.И., Тимофеева А.Г., Исаева О.А, ст. преподаватели Абушаева З.М. и Амелина Ю.В., которые рассказали о истории и традициях факультета и кафедры, разработанных и реализующихся проектах.
Зав. кафедрой Морозова Е.Е. рассказала о педагогических и методических традициях кафедры, о творческих контактах кафедры с образовательными учреждениями г. Ельца, г. Пензы, г. Санкт-Петербурга. Елена Евгеньевна Морозова и Ольга Александровна Исаева отметили, что с целью развития экологического партнерства внутри образовательных организаций г. Саратова и Саратовской области преподавателями кафедры разработаны и реализуются проекты:
Проект «Мир комнатных растений» формирует у учащихся представления о взаимосвязях в природных и социальных системах, обеспечивает становление ценностного отношения к растениям и приобретения опыта экологически грамотного размещения комнатных растений в школе. Создана коллекция исследовательских работ учащихся «Письмо зеленому другу».
Проект «Как я рисовала кракозябликов». Актуализируется развитие субъектной направленности процесса обучения в школе. Собрана коллекция «Сказочные герои «кракозяблики». Показано, что обобщенный житейский материал (по моделированию образа сказочного человечка), проанализированный с позиций научного видения, может помочь ребенку в решении учебных, жизненных и профессиональных задач. Собрана коллекция «Профессии будущего» в системе региональной профориентации.
Проект «Зеленая Аллея Памяти». Выявляет ценности растений в контексте значимых общечеловеческих ценностей. Развивает у школьников навыки экологически грамотного размещения растений на пришкольной территории. Созданы Зеленые Аллеи и Уголки Памяти, мини-музеи, культурно-исторические центры (в память о воинах, погибших в годы Великой Отечественной войны) с учетом практической, экологической, эстетической, культурологической и символической, нравственно-этической ценности растений.
Проект «Лес своими руками: за лесными семенами» привлекает внимание учащихся к проблемам лесовосстановления, развивает навыки по сбору семян, посадке и выращиванию растений. 1 этап: сбор лесных семян и участие в создании фонда посадочного материала для озеленения города и расширения лесного ареала. 2 этап: выращивание сеянцев растений на территории школы.
Проект «Тайны городского парка (или секрет губернатора А.Д. Панчулидзева»). Выявляется экологический потенциал парков как важных элементов экологической инфраструктуры региона, анализируется процесс остепнения лесных территорий, оценивается режим охраны парков. Реализуется программа по сохранению парков, включающая научно-познавательные, охранительно-восстановительные и культурно-массовые мероприятия.
Итоговый проект «Живая карта Земли Саратовской». Проводится анализ географического положения, геологического строения, природных ресурсов Саратовской области. Оценен опыт участия школьных коллективов в решении экологических проблем региона Создана база результатов экологической и творческой деятельности школьников «Живая карта Земли Саратовской» (своеобразная экологическая летопись жизни школы, города, региона, планеты) как элемент раскрытия духовно-нравственного потенциала экологической деятельности детей, подростков, молодежи Саратовского региона и пропаганды их реальных достижений.
Федорова Ольга Анатольевна отметила, что в настоящее время в соответствии ФГОС второго поколения разработана проектная задача «В царстве симметрии», способствующая формированию геометрических представлений и, в частности, представлений о симметрии у младших школьников, которая успешно реализуется в образовательных. Включение детей в решение проектной задачи обеспечивает развитие универсальных учебных действий у младших школьников (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных) с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
На кафедре уже много лет реализуется проект «Наши выпускники – наша гордость», отметил Павел Михайлович Зиновьев, являющийся руководителем проекта. Собраны сведения о более ста выпускниках факультета.
Татьяна Ивановна Фаддейчева и Абушаева Зоя Михайловна отметили, что студенты приняли участие в проектах «50 лет учебникам математики М.И. Моро», методический проект «Организация исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения математики».
Большой интерес у студентов 1 курса вызвали выступление студентки 3 курса 311 группы Луткова М.А., которая представила самые яркие моменты студенческой жизни и взаимодействия с младшими школьниками в ходе педагогической практики в школе, а также видеорепортажи – творческие отчеты третьекурсников 311 и 312 группы о первой педагогической практике. У первокурсников возникли вопросы о времени проведения педагогической практики, ее особенностях, трудностях и взаимоотношениях с детьми.
Тимофеева Анна Геннадьевна обобщила информацию о производственной педагогической практике и подготовке к ней в течение предшествующих лет обучения. Также она предложила студентам включиться в деятельность по разработке и реализации долгосрочного проекта-игры «Экологические рейнджеры» и сетевого методического проекта краеведческого содержания «Саратов. Люблю и знаю», кратко рассказав об их целях, содержании, продуктах и целевой аудитории.
Студенты первого курса учебные группы 111 и 112 направление «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» продемонстрировали результаты работы по проекту «Мир комнатных растений» по следующим темам: 1. Щёкина М.С. «Изучение мира английского языка с помощью комнатных растений»; 2. Адамянец В.Д. , Егорова А.Д. «Знакомство с географическими понятиями средствами комнатных растений»; 3. Плакся С.В., Шварц А.С. «Развитие творческого потенциала младших школьников с помощью комнатных растений»; 4. Крупнова А.Д., Фурсова О.О. провели викторину на тему «Озеленение школьных кабинетов комнатными растениями»; 5. Гришина А.С., Малышева Е.Д. «Составление календаря комнатных растений при изучении времен года с младшими школьниками».
Особо хотелось бы отметить выступление детей танцевального коллектива «Импульс» «Лицей №15» на тему «Экологический театр и комнатные растения: грани взаимодействия» организованное студенткой 1 курса Корниловой В.В. (111 группа).
Таким образом, первокурсники получили весь спектр представлений о том, какова студенческая жизнь на факультете.