Наследие А.С. Пушкина обсудили на конференции «Проблемы филологического образования»
В рамках международного форума «Гуманизация образовательного пространства: взаимодействие педагогов с семьёй» 24 апреля в Саратовском университете состоялась XVI Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования». Мероприятие было приурочено к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Участниками стали вузовские преподаватели, школьные учителя, студенты, представители библиотечного сообщества из разных городов России и Белоруссии.
Со словами приветствия к участникам обратилась исполняющая обязанности директора Педагогического института СГУ Т.Г. Фирсова: «В этом году конференция посвящена 225-летию А.С. Пушкина. Как писала А.А. Ахматова: “Он победил и время, и пространство”. Имя Пушкина, его творчество, сила мысли сопровождают нас с рождения и обрастают новыми смыслами с каждым витком нашей жизни: профессионального пути и личностного становления».
Татьяна Геннадьевна поделилась личной историей о значимости Пушкина в её научном становлении: «Для меня эта конференция очень символична, ведь именно в рамках форума, посвящённого 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, в 1999 году я впервые, будучи студенткой Педагогического института СГУ, выступила с докладом на тему обращений поэта к Н. Гончаровой в эпистолярном жанре. И в этом плане соглашусь с А.Н. Островским, что “первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть”».
Доцент кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ» Л.В. Зимина представила вниманию коллег работу на тему «Изотекст на уроках по творчеству А. С. Пушкина: вместо или вместе с классикой?». Лариса Владимировна говорила о текстах новой природы, созданных с помощью ИКТ, и рукотворных работах. Каждый представленный жанр может смело использоваться педагогами в образовательном процессе. Так, особенностью комиксов, манги, графических романов является слияние текста и иллюстрации. Их восприятие требует достраивания картины и от ученика, и от учителя. Опираясь на работы современных авторов, работающих с произведениями и биографией А.С. Пушкина, Л.В. Зимина объясняла, как, например, инфографика помогает запоминать сюжет, понять закономерности времени, прочувствовать текст и его стиль.
Афористическое наследие А.С. Пушкина рассматривала в своём докладе заведующая кафедрой педагогики начального образования БГУ имени А.С. Пушкина (Республика Беларусь) А.Е. Левонюк. Согласно тому, как афористика раскрывает проблему нравственности, мышления, поведения, чувств и рассудка, пушкинское наследие транслирует общечеловеческие ценности, понимание картины мира и личности. В подкрепление научной составляющей Алла Евгеньевна привела известные изречения из художественных произведений А.С. Пушкина.
Концептосферу традиционного символа «роза» в поэзии А.С. Пушкина представила доцент кафедры начального языкового и литературного образования Н.А. Шабанова. По словам учёного, символ розы активно используется в поэзии Пушкина для передачи концептов «красота», «любовь», «весна», «радость», «юность». Реализация символа в контексте базируется преимущественно на классических приёмах – сравнениях и перифрастических метафорах. Символика демонстрирует объединение в творчестве поэта традиций классицистической и романтической поэзии.
Доцент Балашовского института А.Ф. Седов и учитель русского языка и литературы СОШ № 7 (Москва) М.З. Тугушева говорили о тамбовских персонажах русской поэзии XIX века – доблестном улане и милом плагиаторе («Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина).
Со структурой и содержанием сербских учебников филологического цикла для начальной школы участников конференции познакомила профессор кафедры начального языкового и литературного образования И.А. Тарасова.
В рамках секционных заседаний педагоги рассмотрели вопросы языкового и литературного образования на разных этапах обучения, актуальные проблемы современной филологии.
Завершилось пленарное заседание конференции подведением итогов и награждением победителей и призёров традиционного конкурса рецензий-открыток на произведения современной детской литературы.
В этот день также состоялась открытая лекция «Диалог литературы и живописи на уроках литературного чтения», которую прочитала профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребёнка РГПУ имени А. И. Герцена, координатор образовательных проектов «Диалог», «Школа диалога» М.П. Воюшина.