Skip to main content Skip to search
Например: 19.01.2025

В этот день не публиковалось новостей

В СГУ началась VIII Неделя педагогического образования

23 марта, 2021 - 10:00

В СГУ началась VIII Неделя педагогического образования

Авторы:
Текст: 
Александра Головачёва
Фото: 
Геннадий Савкин

В Саратовском университете открылась VIII Неделя педагогического образования. Первым мероприятием в рамках научно-образовательного фестиваля стало пленарное заседание, в ходе которого опытные специалисты в области педагогики выступили с блиц-лекциями на тему внедрения цифровых технологий в процесс обучения. Тема компьютеризации стала для фестиваля заглавной. Она отразилась и в его названии – «Цифровая школа – возможности для каждого».

Модератором состоявшейся встречи выступила руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина. Она представила участников фестиваля, в число которых, помимо студентов, учителей и преподавателей вузов, вошли сотрудники Министерства образования Саратовской области, городского комитета по образованию и Саратовского областного института развития образования. По словам Елены Генриховны, кроме тех, кто посетил заседание очно, услышать лекции и приветственные доклады организаторов имели возможность и те, кто предпочёл интернет-коммуникацию – таких слушателей оказалось свыше двухсот человек.

Прежде чем начать пленарное заседание, профессор Е.Г. Елина поделилась с гостями радостной новостью: «Возможно, ещё не все знают, что на базе нашего университета создана инновационная площадка по поддержке молодых учителей. Сегодняшний фестиваль – это одно из первых в этом году крупных событий, на которое мы смогли пригласить начинающих педагогов».

«Когда мы давали название очередной Неделе педагогического образования, некоторые из организаторов предлагали добавить к нему вопросительный знак, желая таким способом обозначить некоторые сомнения, связанные с внедрением нового элемента в образовательную систему. Однако, сама жизнь доказала, что доступность компьютерных технологий и реальная потребность в них уже ни у кого не вызывает сомнений. Мы убедились, что вопросительный знак – это символ прошлого, мы же движемся вперёд – к будущему», – рассказала Елена Генриховна.

Вслед за руководителем приоритетных проектов и программ к педагогам, приглашённым на фестиваль, обратился ректор СГУ А.Н. Чумаченко: «Дорогие друзья, искренне хочу поблагодарить вас за участие в Неделе педагогического образования, посвящённой такому важному явлению как всеобщая цифровизация. Этот процесс оказался настолько всепоглощающим, что без него уже невозможно представить ни одну сферу человеческой деятельности. Сегодня наша главная задача – сделать всё, чтобы будущие специалисты умели грамотно использовать все те удобства, которые дарит нам цифровая эпоха. И здесь важно отметить, что формирование компетентных кадров начинается не в университете и даже не в школе, а ещё в детском саду, а заканчивается лишь тогда, когда подходит к концу и сама жизнь. Необходимость переходить на новые "цифровые рельсы", как мы уже убедились, касается всех, поэтому нам предстоит приложить максимум усилий, для того чтобы сделать это как можно быстрее и качественнее».

Заключительным стало приветственное слово председателя Саратовского отделения Всероссийского педагогического общества, проректора по учебной работе СГУ И.Г. Малинского: «Так уж случилось, что ровно год назад весь мир был поставлен на паузу. Мы все на какое-то время были вынуждены проститься с аудиториями и уйти в "режим онлайн". Этот период оказался полным трудностей и испытаний. Моё глубокое убеждение заключается в том, что без возможности непосредственного общения невозможно добиться результатов в такой одновременно сложной и интересной профессии, как учитель. Мы рады сообщить, что этой весной мы вновь возвращаемся к привычным формам жизни – в нашем университете круг символично замкнулся неделей педагогического образования, с которой в прошлом году всё и начиналось. Хочу пожелать всем присутствующим плодотворной и полезной работы и, конечно, крепкого здоровья».

Основная программа пленарного заседания состояла из четырёх выступлений, отражающих ключевые тенденции развития современной системы образования. С докладом на тему «Опыт цифровизации школы» на сцену поднялась выпускница СГУ, директор саратовской средней общеобразовательной школы №95 И.В. Пархоменко. Ирина Владимировна презентовала новую технологию обучения школьников, получившую название «EduScrum». Её суть заключается, в создании специальных групп, в которых дети самостоятельно определяют свои учебные задачи, планируют деятельность, анализируют итоги работы и оценивают себя. По словам педагога, именно этот подход позволяет ученикам развить в себе столь востребованные на рынке труда «гибкие навыки», такие как креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.

Ирина Владимировна рассказала обо всех этапах внедрения технологии и предложила студентам и выпускникам Саратовского университета помощь в её освоении. Она подчеркнула, что в школе всегда рады как практикантам, так и новым сотрудникам.

Стереотипы о поколении современных школьников и студентов в докладе «Мифы и реалии цифровых аборигенов и цифровых эмигрантов» развеяла доцент кафедры информационных систем и технологий в обучении СГУ М.В. Храмова. Она представила результаты исследований, связанных с психологическими особенностями подростков, влияющими на процесс усвоения информации. В своей работе она опиралась на труды Марка Пренски и целого ряда других экспертов, занимающихся изучением «цифрового поколения».

В ходе выступления Марина Викторовна объяснила слушателям значение понятий «цифровая мудрость», «цифровое сиротство» и «цифровое наставничество», а также обозначила, какие убеждения о старшеклассниках и студентах имеют под собой основание, а какие являются лишь домыслами, удобными для маркетологов и рекламщиков.

Свободно пользоваться языком новых медиа участников фестиваля научили доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Д.В. Калуженина и доцент кафедры общего литературоведения и журналистики Р.И. Павленко. В докладе «Компьютерный сленг и новояз цифрового мира» Дарья Васильевна и Роман Игоревич указали основные причины, по которым современный учитель должен понимать, о чём говорят школьники. Одна из них – необходимость оперативно реагировать на внешние угрозы, способные причинить вред психике ребёнка.

Выступление преподавателей получилось живым и увлекательным. Старшее поколение заговорило с младшим на одном языке, наконец-то определив для себя значение пресловутых «лол», «кек», «рофл» и многих других ранее непонятных слов.

О том, как организовать обучение так, чтобы не нарушить главную заповедь «Не навреди», рассказали заведующая кафедрой информационных систем и технологий в обучении Н.А. Александрова и доцент кафедры медицинской физики А.П. Рытик. Они объяснили коллегам, почему использовать компьютерные технологии следует с большой осмотрительностью. По их мнению, не всегда современные методики оказываются эффективнее традиционных, кроме того, часы, проведённые за ПК или телефоном, могут негативно отразиться на здоровье ребёнка.

Наталья Алексеевна и Андрей Петрович представили перечень рекомендаций, которые позволили бы минимизировать ущерб, связанный с модернизацией обучения. Кроме того, они поделились ресурсами, призванными облегчить подготовку к урокам – перечисленные источники предназначены не только для школьников, но и для учителей.

Итоги первой встречи в рамках Недели педагогического образования подвела Е.Г. Елина. Она поблагодарила организаторов фестиваля, отметив заслуги каждого из них.

Впечатлениями от участия в пленарном заседании поделилась студентка 2 курса Института физической культуры и спорта Екатерина Николаева: «Выступления, которые прозвучали сегодня, оказались не только интересными, но и полезными для меня. Я в очередной раз убедилась, что будущее – за цифровыми технологиями. Очень понравился формат непринуждённого общения, в котором выступали лекторы. Особенно запомнились доклады, посвящённые опыту внедрения новой образовательной технологии и интернет-коммуникации».