Skip to main content Skip to search
Например: 04.02.2025

В этот день не публиковалось новостей

В СГУ начала работу «Неделя педагогического образования»

24 марта, 2014 - 12:06

В СГУ начала работу «Неделя педагогического образования»

Авторы:
Текст: 
Альфия Гадельшина
Фото: 
Геннадий Савкин

В Саратовском государственном университете открылся второй научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования». Он продлится с 24 по 28 марта.

Торжественное открытие состоялось сегодня, 24 марта, в XI корпусе. Церемонию провела проректор по учебно-методической работе Е.Г. Елина. Обращаясь к школьным учителям, Елена Генриховна подчеркнула важность взаимосвязи университета со школами города: «Мы очень дорожим нашими отношениями, которые складывались годами и десятилетиями. Мы очень дорожим тем, что вы часто бываете в университете и публикуетесь в наших сборниках, рассказываете студентам о буднях современной школы, с которыми им придётся столкнуться», – отметила проректор.

В своём выступлении Е.Г. Елина объяснила, почему мероприятие проводится в формате научно-образовательного фестиваля. В течение недели в университете пройдёт много различных событий: педагогический форум, студенческий конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию», мастер-классы в Медико-биологическом лицее, научно-практическая конференция для учителей-словесников, а также олимпиада по педагогике.

Понятие «неделя», по словам проректора, очень условно. «Это месяцы, годы и вся наша жизнь, поскольку педагогическое образование в нашем университете – одно из центральных образовательных направлений, – отметила Елена Генриховна, – Саратовский государственный университет реализует всё школьное расписание».

«Неделя педагогического образования – своего рода отчёт о взаимодействии вуза и школы. Я надеюсь, что благодаря фестивалю весь мир узнает, что именно в Саратовском университете готовят лучших учителей», – выразила надежду проректор.

Открытие фестиваля плавно перешло в работу педагогического форума «Школьник – студент – учитель: аспекты взаимодействия», который развернулся на нескольких дискуссионных площадках. Основная идея этих площадок заключалась в поиске точек соприкосновения вуза и школы по проблемным вопросам образовательного пространства.

Один из самых больных вопросов в образовательной сфере обсуждался на первой площадке – «Подготовка к ЕГЭ и подготовка к обучению в вузе: поле пересечения». Ведущими собрания стали представители кафедры русской филологии и медиаобразования ИФиЖ, работающей на базе Гуманитарно-экономического лицея, – заведующая О.И. Дмитриева и доцент М.И. Орлов. Участники заседания назвали отрицательные последствия ЕГЭ: выпускники школ не владеют навыками работы с текстом и не умеют грамотно строить устную речь. Но у тестовой формы экзамена есть и положительные стороны, которые отмечены самими студентами: ЕГЭ создаёт рейтинг обучающихся и даёт возможность жителям «глубинки» поступать в лучшие вузы страны.

На второй площадке – «Стандарты школьного образования и ФГОС высшего образования: принципы и функции» – активно работали сами студенты.

Ведущие дискуссии – доцент кафедры Российской цивилизации и методики преподавания истории ИИиМО И.В. Ястер и директор ФТЛ № 1 Л.В. Правдина. В прениях участники всё же пришли к общему выводу о недостатках и преимуществах современных образовательных стандартов. Плюсы стандартов заключаются в их ориентации на социальную адаптацию ребёнка, в возможности разработки индивидуальных образовательных маршрутов, проектной деятельности. Но, с другой стороны, во ФГОСах есть и противоречия, которых не принимает современная школа: например, проблема разрушения класса при тех же индивидуальных образовательных маршрутах.

На третьей площадке рассматривались образовательные технологии в школе, колледже и вузе: их зоны притяжения и отталкивания. Педагоги вуза и школы под руководством заведующей кафедрой педагогики факультета психологии Е.И. Балакиревой и директора Колледжа радиоэлектроники имени П.Н. Яблочкова С.А. Карасёва делились собственным опытом использования образовательных технологий. Современные образовательные технологии ориентированы на вариативность, дистанционность учебного процесса, на академическую мобильность обучающегося независимо от возраста и уровня образования, сделали выводы педагоги. Среди преимуществ современных образовательных технологий были названы повышение роли самостоятельной работы учащегося, развитие творческого потенциала личности, индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Успешность применения новшеств модернизации в образовании зависит того, «как учитель и ученик пропустил их через себя».

Дискуссия по теме «Подготовка будущего учителя: лучший опыт и существующие вопросы» также проходила при активном включении в процесс студентов. Ведущие площадки – профессор кафедры методологии образования факультета психолого-педагогического и специального образования Е.А. Александрова и доцент этой же кафедры М.Н. Бурмистрова. После презентаций педагогов о своей деятельности студенты поделились на две группы – на тех, кто пришёл, чтобы учиться и получать знания, и тех, кто поступил в вуз ради диплома. Но как первая, так и вторая категория обучающихся желают разных видов деятельности в рамках обучения. Таким образом, у педагога есть возможность «перевести» представителей пассивной части студентов в активную.

По итогам форума участники получили сертификаты. На заключительном собрании гости и сотрудники университета высоко оценили результаты дискуссий и перспективу их продолжения. В заключение форума проректор по учебно-методической работе Е.Г. Елина поблагодарила ведущих дискуссий и всех участников заседаний за активную включённую работу и пригласила коллег к участию в работе образовательного кластера, в котором планируется обучение всем «школьным» наукам.

Завтра, 25 марта, фестиваль продолжится студенческим конкурсом педагогического мастерства «Шаг в профессию», которому в этом году исполняется 10 лет, а также мастер-классами учителей Медико-биологического лицея.