Участникам образовательно-туристской программы «Университетские смены» показали химические, физические эксперименты и провели познавательную экскурсию по высокотехнологичным лабораториям Саратовского университета.
Экскурсия с научным акцентом началась в Институте химии. Там перед старшеклассниками из ДНР выступила заместитель директора по социальной и воспитательной работе, доцент кафедры нефтехимии и техногенной безопасности Е.С. Свешникова. Она рассказала школьникам об истории института и текущей научно-исследовательской деятельности.
Секретарь приёмной комиссии Института химии, доцент кафедры органической и биоорганической химии Я.Г. Крылатова познакомила с направлениями подготовки бакалавриата и магистратуры, необходимыми ЕГЭ для поступления.
Инженер учебной лаборатории «Экспериментальные методы в химии» А.В. Хрыкина показала участникам смены красочные опыты с применением различных химических веществ.
Затем школьников ждала увлекательная лекция доцента кафедры нелинейной физики С.В. Овчинникова. С Сергеем Владимировичем участники «Университетской смены» поговорили об особенностях изменения формы объектов за счёт скорости, а также о маятнике Фуко. По словам преподавателя, Большая физическая аудитория – это не только место для учёбы, но и площадка для проведения опытов. Так, в потолке аудитории имеется отверстие, из которого выходит проволока с грузом на конце. Эта конструкция – знаменитый маятник Фуко, с помощью которого французский учёный Жан Бернар Леон Фуко доказал суточное вращение Земли вокруг своей оси. Когда-то давно студенты на парах «запускали» маятник в аудитории и наблюдали за его движением. Сейчас на занятиях используется уменьшенная версия этого математического маятника.
С.В. Овчинников вместе с заведующей Музея физических приборов СГУ О.Г. Данке показали школьникам термоскоп Галилея, старый авиационный гироскоп, продемонстрировали действие магнитного поля посредством соленоида, а также провели эффектные опыты с жидким азотом.
«Опыты были впечатляющими. Я видел такое в первый раз в своей жизни и могу сказать, что это было волшебно! Больше всего мне понравился эксперимент с крутящимся стулом и колесом, имитирующим центробежную силу», – поделился впечатлениями школьник из ДНР Максим Кулик.
Старшеклассников познакомили с лабораториями VIII корпуса – «Дистанционно управляемые системы для тераностики», лабораторией биомедицинской фотоакустики и «Межфакультетский технологический фаблаб “Цифровые интегративные биоинженерные системы”».
В лаборатории «Дистанционно управляемые системы для тераностики» доцент кафедры инноватики, заведующий лабораторией Д.Н. Браташов рассказал об адресной доставке лекарственных веществ. Помимо того, он показал конфокальный микроскоп и предложил ребятам с его помощью рассмотреть срез стебля ландыша, окрашенный специальным флуоресцентным красителем.
Старшеклассники побывали и в фаблабе, в структуре, которая объединяет исследовательскую лабораторию и мини-фабрику. Здесь они познакомились с аддитивной технологией создания инженерных деталей из пластика, увидели распечатанную на 3D-принтере руку, способную показывать разные жесты, и гусеничного робота.
В биомедицинской лаборатории ребятам из ДНР продемонстрировали методы, которые позволяют выявлять сердечно-сосудистые заболевания на ранней стадии развития. Некоторые из них выразили желание принять участие в интересном эксперименте на беговой дорожке и измерить скорость течения крови по сосудам.
Показали старшеклассникам и многофункциональный рентгеновский дифрактометр «ДРОН-8Т». Он используется в разных сферах науки и производства, например в металлургии, машиностроении, атомной промышленности, фармацевтике и криминалистике.
В конце экскурсии участники «Университетских смен» побывали на факультете фундаментальной медицины и медицинских технологий, где увидели стол «Пирогов». С его помощью студенты-медики изучают анатомию человека. Ещё им продемонстрировали разборные макеты органов и манекен для проведения сердечно-лёгочной реанимации.
«Мне понравилась лаборатория с микроскопом, с помощью которого мы рассматривали кусочек растения. А ещё меня удивило количество лабораторий в одном корпусе университета!» – сказала участница экскурсии Юлия Чуб.
«Экскурсия мне понравилась, сотрудники лабораторий довольно интересно рассказывали об устройствах. На факультете фундаментальной медицины и медицинских технологий нам показывали макеты органов слуха, скелет, а ещё мы пробовали делать непрямой массаж сердца на манекене», – отметила десятиклассница Злата Тищенко.