Цели освоения дисциплины:
формирование у студентов профессиональных компетенций в области изучения, воспитания и обучения детей с задержкой психического развития; формирование готовности к применению технологий психокоррекционной и развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР.
В соответствии с поставленной целью содержание курса ориентировано на решение следующих задач:
• познакомить будущих олигофренопедагогов с основными проявлениями задержки психического развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
• познакомить с существующими клиническими и психолого-педагогическими классификациями задержек психического развития;
• показать особенности развития детей с задержкой психического развития различных групп;
• познакомить с организацией помощи и системой образовательных учреждений для детей, имеющих задержку психического развития; раскрыть принципы и методы коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
• обобщить и закрепить умения студентов наблюдать, изучать и анализировать особенности поведения и деятельности детей, выявлять отклонения в их развитии, раскрыть пути преодоления задержки психического развития;
• повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, в том числе и в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО).
Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный, диагностико-аналитический, консультативный, психопрофилактический, коррекционно-развивающий, социально-педагогический и организационно-управленческий виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
в области учебно-воспитательной деятельности:
- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения;
- применение современных педагогических технологий.
в области диагностико-аналитической деятельности:
- дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;
в области консультативной деятельности:
- консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения.
в области психопрофилактической деятельности:
- проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
в области коррекционно-развивающей деятельности:
- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;
- работа по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии;
- обучение детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях;
в области социально-педагогической деятельности:
- оказание помощи в социализации учащихся;
в области организационно-управленческой деятельности:
- укрепление и сохранение здоровья школьников, рациональная организация учебного процесса;
- организация контроля за результатами обучения и воспитания;
- установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина Б1.О.28 «Обучение и воспитание детей с ЗПР» относится к обязательной части блока Дисциплины (модули).
Преподавание дисциплины осуществляется с опорой на имеющиеся у студентов знания сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Психология детей с задержкой психического развития», «Олигофренопедагогика».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
Обучение и воспитание детей с ЗПР (подпись)