Skip to main content Skip to search

Скворцова
Вероника
Олеговна

Доцент
Образование: 
СГПИ им. К.А. Федина, 1996 г., Олигофренопедагогика, учитель и логопед вспомогательной школы
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат социологических наук, Социальные основы образовательных программ для детей с отклонениями в развитии, 2000 г.
Учёное звание: 
доцент, 2002 г.
Общий стаж: 
28 лет
Стаж по специальности: 
28 лет
Работа в университете: 
Доцент, кафедра коррекционной педагогики
Трудовая биография: 
  1. 1996–2000 гг. - ассистент кафедры дефектологии Педагогического института СГУ

  2. 2000-2002 гг. – старший преподаватель кафедры дефектологии Педагогического института СГУ

2002-2005 гг. - доцент кафедры дефектологии Педагогического института СГУ

2005 г. по настоящее время - доцент кафедры коррекционной педагогики СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Профессиональные обязанности:

2002-2011 гг. – Ученый секретарь Ученого совета факультета коррекционной педагогики и специальной психологии ПИ СГУ им Н.Г. Чернышевского

2004-2009 гг. – директор Балаковского представительства СГУ им. Н.Г. Чернышевского

2008-2011 гг. – зав. кафедрой коррекционной педагогики СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Научные интересы:

Социальные аспекты дошкольного коррекционного образования;

Методические аспекты преподавания естествознания в коррекционной школе;

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

 

 

Биографический текст: 

Скворцова Вероника Олеговна, родилась в г. Саратове. В 1996 году окончила Саратовский государственный педагогический институт им. К.А. Федина, квалификация "Учитель и логопед вспомогательной школы". 

Преподаваемые дисциплины: 
Обучение детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Обучение и воспитание лиц с ОВЗ
Обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ
Дошкольная олигофренопедагогика
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОО
Основные научные публикации: 

монографии:

1. Скворцова В.О. Система дошкольного коррекционного образования: социокультурный подход - Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – 180 с. ISBN 978-5-292-04329-4

2. История кафедры специальной психологии саратовского государственного университета (2005-2010 годы) Бурмистрова Е.Д., Гринина Е.С., Колчина А.Г., Коновалова М.Д., Кухарчук О.В., Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А., Польская Н.А., Рудзинская Т.Ф., Скворцова В.О., Суслова О.И., Трошина Н.В., Шипова Л.В. - Саратов, 2012.

3. Современные подходы к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии в отечественной дефектологии. Система раннего вмешательства  // Дефектология: современные проблемы и перспективы развития: монография для студентов очной, заочной и дистанционной форм обучения, обучающихся по специальностям «Олигофренопедагогика» и по программе подготовки бакалавров и магистров по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» / Е. Н. Горина, Ю.В. Селиванова, Н. А. Удовиченко и др. – Саратов : изд-во Сарат. ун-та, 2014.-312с. С.124-166

статьи:

Селиванова Ю.В., Скворцова В.О. Специальное образование и социокультурная интеграция - 2022: традиции и инновации (итоги научного форума)// Журнал "Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия "Акмеология образования. Психология развития", выпуск 1 (45), Том 12. 2023. С.93-98.

Скворцова В. О. Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» // Журнал «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». Том 9. 2020. С.398-401.

Белоусова А.А., Скворцова В.О. Развитие мелкой моторики с помощью изодеятельности // Развитие личности средствами искусства [Текст]: Материалы VII международной научно-практической конференции студентов, бакалавров, магистрантов и молодых учѐных (20 мая 2020 г.) / Под общей ред. Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой - Саратов: Из-во «Саратовский источник», 2020. – с. 308-315.

Белоусова А.А., Скворцова В.О. Социализация детей с нарушением зрения // Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей /редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. – Саратов : Саратовский университет, 2020. – Вып. 3 : материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15–16 октября 2020 г., г. Саратов. - с.545-550. 

Скворцова В.О. К вопросу оптимизации взаимодействия вуза и школы в системе профессиональной подготовки студентов-дефектологов // Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов V Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов»  (29 апреля 2016 года) – Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2016. - 424 с. Илл. С.292-297 РИНЦ

Скворцова В.О. Формирование навыков самообслуживания и навыков культурного поведения у младших школьников с тяжелыми нарушениями интеллекта // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 54; URL: http://novainfo.ru/article/8540 РИНЦ

Скворцова В.О. Предупреждение криминально-агрессивного поведения у подростков с нарушением интеллекта // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межлич-ностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года / Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой (отв. ред.). – М.: Издательство «Перо», 2016. – 980 с. [Электронное издание] С.773-776  ISBN 978-5-906883-04-9 РИНЦ

Скворцова В.О. Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи у учащихся с нарушением слуха // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 55; URL: http://novainfo.ru/article/8694 РИНЦ

Скворцова В.О. Система коррекционной работы по развитию речи у дошкольников с ЗПР в игровых ситуациях // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 56; URL:http://novainfo.ru/article/9081 РИНЦ

Скворцова В.О. Направления психолого-педагогической работы школы с родителями учащихся с нарушением интеллекта // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 57; URL: http://novainfo.ru/article/9563  РИНЦ

Скворцова В.О. Проблемы развития маркетинга в системе управления дошкольным образованием  // Инновации и педагогическое творчество в образовании детей  с различными возможностями: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, В.О. Скворцовой. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2016.- 603 с. С.244-255

Жданова А.Д., Скворцова В.О. Влияние социальной среды на развитие ребёнка с ОВЗ // Инновации и педагогическое творчество в образовании детей  с различными возможностями: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, В.О. Скворцовой. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2016. – 603 с. С.315-319

Скворцова В.О.  Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки студентов-дефектологов // Инновации и педагогическое творчество в образовании детей  с различными возможностями: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, В.О. Скворцовой. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2016. – 603 с.  С. 550-553

Социальное пространство нетипичного развития // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч.статей. Вып.2. –  Саратов, 2003.

Профессиональное взаимодействие специалистов дошкольного коррекционного образования и родителей нетипичных детей // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. Материалы Всеросс. научно-практич. конф. Ч. 1. -  СПб., 2003.

Некоторые аспекты конструирования социально ориентированных коррекционных программ для детей с недоразвитием интеллекта // Труды Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Вып.3. Дефектология. – Саратов, 2003.

Некоторые вопросы социального воспитания детей с недоразвитием интеллекта // Психолого-педагогическая поддержка развития лиц с интеллектуальной недостаточностью: теоретические и прикладные проблемы: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.П. Зарин, В.Н. Вовка, Ю.Т. Матасова. – Архангельск, 2004.

Готовность специалистов дошкольного коррекционного образования и родителей нетипичных детей к партнерству в социально-абилитационном процессе  //  Global Partnerships for a Democratic Future.  - Washington: Literal Books, 2003.

Социокультурный подход к проблеме нетипичного развития. // Практическая психология и логопедия: научно-методический журнал. (М.). 2004. № 2 (9).

Проблема поддерживающего досуга в специальном образовании // Коррекционная педагогика: Научно-методический журнал (М.). 2004. № 2 (4).

Выявление социальных представлений о правонарушениях у подростков с недоразвитием интеллекта // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. статей. Вып.3. – Саратов, 2004.

Подготовка ребенка-инвалида к семейной жизни: Научно-методическое пособие / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. – М., 2004. (соавт. Мясникова Л.В., Черняева Т.И., Ярская-Смирнова Е.Р.).

Типология родительских позиций по отношению к ребенку с отклонениями в развитии // Семья и здоровье ребенка: Материалы XII Международн. конф. «Ребенок в современном мире. Семья и дети». – СПб., 2005.

Проблема нетипичного развития в социологии // Современное общество: территория постмодерна (по материалам Междунар. научно-практич. конф.) / Под ред. М.Э. Елютиной.  – Саратов, 2005.

Изучение проявлений гиперактивного поведения у младших школьников с недоразвитием интеллекта // Психология образования: Материалы межрег. научно-практич. конф. - Саратов, 2005.

Проблемы диагностики и коррекции проявлений агрессивного поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Актуальные проблемы образования детей с нарушениями развития: Сб.науч.трудов / Под ред. доц. Л.В. Шиповой – Саратов, 2006.

Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 – 160 с.

Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни: возможности дополнительного образования. - Саратов, 2007. (соавт. Мясникова Л.В., Черняева Т.И., Ярская-Смирнова Е.Р.).

Основы методики преподавания естествознания в коррекционной школе VIII вида. – Саратов, 2007.

Дифференциальные показатели проявлений гиперактивности и агрессивности в младшем школьном возрасте // Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции: Материалы Всероссийск. научно-практич. конф. – Саратов, 2008.

Теоретические вопросы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта. – Саратов, 2007.

Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 219 с.

Программа государственного экзамена по олигофпенопедагогике (учебно-методическое пособие)- Саратов: Издательский центр «Наука», 2010.  – 87 с.

Методические рекомендации по подготовке дипломных работ по олигофренопедагогике (учебно-методическое пособие) - Саратов:  Издательский центр «Наука», 2010. – 55 с.

Общие вопросы коррекционной педагогики: Раздел 1. Олигофренопедагогика (учебное пособие) Саратов:  Издательский центр «Наука», 2011. – 176 с.

Основы общей педагогики (учебное пособие) - Саратов:  Издательский центр «Наука», 2012. – 90 с.

История кафедры специальной психологии Саратовского государственного университета (2005-2010 годы) - Саратов:  Издательский центр «Наука», 2012. – 124 с.

Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» и по программе подготовки бакалавров по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование». – Саратов, изд-во СГУ. 2012. – 84 с.

 

 

Участие и организация конференций: 
VIII Восточно-европейская научная конференция ICEVI-Europe, Саратов, 2018 г.
V Международная научная конференция «Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение» (Саратов, СГУ, 08 апреля 2016), Саратов, 2016 г., статус участия - член орг.комитета.
Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями» (Саратов, СГУ, 30 мар-та 2016), Саратов, 2016 г., статус участия - организатор.
Всероссийская научно-практическая конференция «Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход» (Саратов, СГУ, 20-21 мая 2016), Саратов, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция «Гуманизация образовательного про-странства» (Саратов, СГУ, 20-21 октября 2016), Саратов, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Дыльновские чтения» «Социологическая диагностика современного общества» (Саратов, СГУ, 12 февраля 2016), Саратов, 2016 г., статус участия - участник.
V Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Организа-ция самостоятельной работы студентов» (Саратов, СГУ, 29 апреля 2016), Саратов, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15-16 октября 2020 года, Саратовская обл, Саратов г, 2020 г., статус участия - ответственный секретарь.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2022: традиции и инновации» 14- 15 октября 2022 года, Саратовская обл, Саратов г, 2022 г., статус участия - ответственный секретарь.
Повышение квалификации: 
«Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования» (108 часов), ИДПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2017 г.
«Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог» (78 часов). , ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 2017 г.
Обучающий семинар «Использование электронной информационно-образовательной среды СГУ в образовательном процессе», ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследователький государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, 2016 г.
"Инклюзивная практика в высшем образовании", 108 часов "Трансформация социальных институтов в обществе риска", 108 часов, ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, 2015 г.
"Трансформация социальных институтов в обществе риска", 108 часов, ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, 2014 г.
"Социокультурные проблемы образования", 108 часов, ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, 2010 г.
"Эффективные технологии управления образованием", 144 часа, ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, 2007 г.
"Современные образовательные технологии в профессиональном образовании", ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, 2018 г.
"Формирование организационной культуры студентов в условиях современного университетского комплекса", ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, 2019 г.
"Создание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании", ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, 2020 г.
"Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению "Специальное дефектологическое образование"", ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", 2022 г.