Основная образовательная программа (ООП), реализуемая СГУ на социологическом факультете по направлению подготовки 39.04.01- «Социология», очной формы обучения и профилю подготовки «Социология молодежной политики».
Трудоемкость ООП - 120 зачетных единиц.
Срок освоения ООП - 2 года.
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускник, освоивший программу, может осуществлять профессиональную деятельность
- 01 Образование и наука
- 07 Административно-управленческая и офисная деятельность;
- 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности.
Типы задач профессиональной деятельности выпускника:
организационно-управленческий,
научно-исследовательский,
педагогический.
Перечень профессиональных стандартов
- 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП. Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 8 сентября 2015 г. №608н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 24 сентября 2015 г., регистрационный №39393).
- 40.011 «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам» (Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ 4 марта 2014 г №121н (зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ 21 марта 2014г., №31692).
- 07.005 «Специалист административно - хозяйственной деятельности» (Административно-хозяйственная поддержка и сопровождение деятельности организации), утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ 6 мая 2015 г. №276н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 2 июня 2015 г. №37509).
Область профессиональной деятельности выпускника:
Образование и наука.
Задачи профессиональной деятельности выпускника
в научно-исследовательской деятельности:
- Проведение социологических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных;
- Подготовка отчетов, обзоров, аннотаций,
- Аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов, презентаций, научных докладов и сообщений в соответствии с поставленными целями.
Задачи профессиональной деятельности выпускника
в организационно-управленческой деятельности:
- Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам высшего образования (ВО) и (или) дополнительной профессиональной подготовки (ДПП).
Задачи профессиональной деятельности выпускника
в педагогической деятельности:
- Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по направлениям подготовки.
- Применять современные технические средства обучения и образовательные технологии в рецензировании и экспертизе. - Подготовка и осуществление повышения квалификации кадров высшей квалификации в соответствующей области знаний.
Область профессиональной деятельности выпускника:
Административно-управленческая и офисная деятельность.
Задачи профессиональной деятельности выпускника
в организационно-управленческой деятельности:
- Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП.
Область профессиональной деятельности выпускника:
Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности.
Задачи профессиональной деятельности выпускника
в научно-исследовательской деятельности:
- Рецензирование и экспертиза научно-методических и материалов.
- Формирование новых направлений научных исследований.
- Координация деятельности соисполнителей, участвующих в выполнении работ с другими организациями.
- Определение сферы применения результатов научно-исследовательских работ.
Задачи профессиональной деятельности выпускника
в организационно-управленческой деятельности:
- Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП.
Требования к результатам освоения ООП
Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Универсальные компетенции:
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий. УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла. УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели. УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном (ых) языке (ах), для академического и профессионального взаимодействия. УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия. УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
Общепрофессиональные компетенции:
ОПК-1. Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач. ОПК-2. Способен проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты. ОПК-3. Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий. ОПК-4. Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы и консалтинга.
Профессиональные компетенции:
ПК-1 Способен самостоятельно формулировать цели, ставить и решать конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии. ПК-2 Способен профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории. ПК-3 Способен использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности. ПК-4 Способен пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности. ПК-5 Способен к координации деятельности соисполнителей, участвующих в выполнении работ с другими организациями и к определению сферы применения полученных научно-исследовательских результатов в области социологии. ПК-6 Способен использовать полученные знания в преподавании социально-гуманитарных дисциплин.
Обязательной частью обучения является Блок «Практика»:
-«Учебная практика: научно-исследовательская работа»; - «Производственная, организационно-управленческая практика»; - «Производственная, педагогическая практика», - «Преддипломная практика».
«Государственная итоговая аттестация» включает следующие этапы: «Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена» и «Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы».
Направление научно-исследовательской деятельности:
1. Интеграционные процессы современного российского общества: традиции, институты и практики;
2. Молодежь в региональном пространстве.
Публикации НПР за 2021/22 г.: монографии – 3; публикации в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ – 36; публикации в других издания – 20; учебно-методические издания – 6;
Публикации магистрантов (ВАК) – 16. Публикации в других изданиях - 10. Статьи в сборниках – 20.
Для данного направления на социологическом факультете созданы следующие условия для организации научно-исследовательской работы:
- факультет является филиалом Института социологии РАН РФ, тесно взаимодействует с социологическим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а также осуществляет информационное и научное взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Саратовской области в рамках научно-исследовательской и образовательной деятельности по изучению актуальных социально-экономических и политических проблем Саратовской области, Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области, Региональным центром «Молодежь плюс». Все это дает возможность преподавателям и магистрантам координировать проводимые научные исследования с учетом современных теоретико-методологических достижений в отечественной и мировой социальной науке, академическим изучением текущих социальных процессов и «проблемных областей» российского общества, а также верифицировать теоретическое обоснование, разработку и эмпирическую апробацию методических процедур и исследовательских техник, обеспечивающих повышение достоверности научной информации.
- преподаватели имеют возможность принимать участие в научно-исследовательской работе по направлениям и темам кафедр.
На кафедре социологии молодежи, реализующей данное направление магистратуры, разрабатывается научное направления, в рамках инициативной НИР (ОКР) по теме «Риски социальных систем». С 2017 года на кафедре реализуется инициативная тематика «Молодежь в региональном пространстве», целью которой является изучение социально-экономических, политических, культурных аспектов жизнедеятельности молодежи в региональном пространстве, жизненных стратегий современной российской молодежи в условиях многомерного пространства.
На одной из профильных кафедр, реализующей данное направление магистратуры – кафедре истории, теории и прикладной социологии, разрабатывается такие научные направления, как «Отечественная социология: диагностика социальных проблем российского общества», «Инновационные подходы и технологии в преподавании социологии в вузе». С 2016 года на кафедре истории, теории и прикладной социологии реализуется инициативная тематика «Отечественная социология: диагностика социальных проблем российского общества», целью которой является осуществление социологической диагностики социальных процессов и явлений, происходящих в современном российском обществе.
- Для организации и активизации проведения научных исследований проводятся научные семинары на кафедрах факультета.
На кафедре социологии молодежи, реализующей данное направление, регулярно проводятся следующие научные семинары: анализ степени разработанности темы исследования; обоснование актуальности темы; разработка методик социологического исследования; общая характеристика специально-научных и конкретно-социологических методов; социологический эксперимент: теория и практика применения; определение объекта, предмета исследования, цели, задач, гипотез, теоретико-методологического подхода, системный анализ объекта и предмета исследования.
- издание журнала «Известия СГУ. Новая серия. Серия Социология. Политология. (4 выпуска в год). Журнал входит в список изданий, рекомендуемых ВАК РФ при защите кандидатских диссертаций по направлениям: социология, политология. Преподавателями кафедры социологии регионов, где реализуется данное направление, аспирантами кафедры регулярно публикуются научные статьи в данном журнале.
За последние три года преподаватели кафедры социологии молодежи опубликовали 25 статей в журналах из списка, рекомендованного ВАК Министерства образования и науки РФ, 4 статьи в журнале, входящем в перечень изданий, редактируемых в Scopus и Web of Sciense, более 110 работ в сборниках материалов конференций различных уровней. За 3 года преподавателями кафедры (в соавторстве) подготовлены 1 коллективная монография и 6 учебно-методических пособий.
- на факультете проводится ежегодная международная научная конференция «Дыльновские чтения», также сотрудники принимают участие в конференциях различного уровня.
- на факультете работают: Центр региональных социологических исследований (ЦРСИ), Учебная лаборатория демографических, конфликтологических и этноконфессиональных исследований (УЛДКЭИ), Научно-методический центр по работе с молодежью, Лаборатория социологических исследований и информатики, которые обеспечивают организационное сопровождение научно-исследовательской практики и научно-исследовательской работы магистрантов; участие в конференциях, семинарах и иных научных мероприятиях внутри университета и между вузами; реализацию научно-исследовательских программ в области молодежной политики на региональном уровне; развитие учебно-методической и информационной базы социологического факультета; создание банка информации по материалам исследований с целью обеспечения структурных подразделений СГУ, органов власти, средств массовой информации и т.д. научно обоснованными социологическими данными.
Ежегодно издается Информационный бюллетень Центра региональных социологических исследований.
Развитие Научно-методического центра по работе с молодежью - важная составляющая системы непрерывного образования. Центр является базой практик и научных исследований бакалавров, магистрантов, аспирантов, осуществляет разработку различных научно-исследовательских и образовательных проектов; организует проведение социологических исследований в рамках государственной молодежной политика, менеджмента в молодежной среде, изучения социальных проблем, образа жизни и включенности в образовательный процесс студентов СГУ.
Результаты научных исследований магистрантов:
- на факультете проводится ежегодная Всероссийская студенческая научная конференция «Социальные проблемы региона глазами студентов», также магистранты принимают участие в конференциях различного уровня.
- на факультете издается сборник студенческих научных работ: «Регион глазами студентов», также магистранты публикуют результаты своих научных исследований в других сборниках научных работ.
- на факультете работают научные студенческие кружки. Магистранты данного направления участвуют в работе студенческого кружка «Молодежь в региональном пространстве».
- магистранты имеют возможность ежегодно участвовать в конкурсах на получение повышенной государственной академической стипендии в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ.
Основной целью организации и ведения научно-исследовательской работы студентов является формирование, поддержка и развитие студенческой научной мысли, повышение их уровня подготовки, развитие компетенций и способностей к научному творчеству, самостоятельности и самореализации в учебном процессе. Стратегия научно-исследовательской деятельности в работе кафедры предполагает использование научного потенциала преподавателей, в первую очередь, именно для формирования соответствующих компетенций у выпускников. Междисциплинарная исследовательская среда создает предпосылки для устойчивого интереса магистрантов ко всему разнообразию учебных курсов.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология и Политология (ВАК): https://soziopolit.sgu.ru/
Ежегодная международная конференция, сборник публикаций «Дыльновские чтения 2022»: https://www.sgu.ru/conference/dylnovskie-chteniya-2022.
Ежегодная Всероссийская конференция, сборник публикаций «Регион глазами студентов 2022»: https://www.sgu.ru/conference/region2022
Центр региональных социологических исследований (ЦРСИ) https://www.sgu.ru/structure/sociological/regsocres
Лаборатория социологических исследований и информатики СГУ https://www.sgu.ru/structure/sociological/structuresociological
Научно-методический центр по работе с молодежью социологического факультета СГУ https://www.sgu.ru/structure/sociological/socyouth/nauchno-metodicheskiy...
Кафедра социологии молодежи https://www.sgu.ru/structure/sociological/socyouth