Центр региональных социологических исследований
Сотрудники центра
- Начальник:
- Инженер — Ситникова Светлана Викторовна
- Программист — Фомин Андрей Анатольевич
ЦРСИ СГУ- исследовательский центр, учебная лаборатория для студентов и аспирантов социологического факультета СГУ.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ЦРСИ:
- Профессиональная подготовка социологов в области прикладной социологии;
- Консалтинг, методическая, методологическая и технологическая помощь в разработке и проведении социологических исследований.
- Профессиональная исследовательская работа по изучению общественного мнения населения региона.
- Разработка и проведение научных конференций по актуальным проблемам общественной жизни.
В рамках интегративного научно-образовательного процесса обучения практикуется несколько видов эмпирических исследований, в планировании и проведении которых активно участвуют студенты.
Во-первых, это классическое теоретико-прикладное исследование.
Оно по всем характеристикам отвечает общепринятым критериям научного (поискового или прикладного исследования) и учебным оно является в силу того, что в нем на каждом из этапов участвуют студенты, приобретающие в ходе работы необходимые знания, умения и навыки.
Этот вид работы является одним из наиболее перспективных. В этом процессе реализуется вертикально-групповые кафедральные принципы организации обучения по предметному или функциональному блоку конкретного исследования.
В его рамках эффективно «работает» целесообразная организация по схеме: «кафедра - исследовательский проект - ЦРСИ – кафедра». Под руководством преподавателей разрабатывается программа исследования, схемы измерительных процедур, выбор методов измерения, формирования инструментария и выборок, организуется сбор первичной информации, ее компьютерная обработка и анализ.
Таким образом, студенты на практике постигают умение работать в команде, знакомятся с основами методики и технологии социологических научных исследования, определяя для себя степень заинтересованности и готовности стать социологом.
Во-вторых, это инициативное студенческое исследование,
проводимое в рамках написания курсовых и, затем, дипломных работ отдельными студентами или их коллективами.
За время работы ЦРСИ проведено около 1000 пилотажных учебно-научных студенческих исследований.
Основные темы учебно-научных исследований, имеют тройное ориентирование:
на актуальные и перспективные проблемы жизни региона, университета,
на специфику молодежных предпочтений,
научные интересы кафедр социологического факультета.
Это дает возможность студентам последовательно и глубоко (теоретически и практически) освоить все этапы и уровни социологического исследования «своего» объекта от разработки программы до анализа полученных результатов и выработки рекомендаций.
В-третьих, это исследование, осуществляемое на основе вторичного анализа материалов уже проведенных эмпирических исследований и опросов общественного мнения, содержащихся в базе данных ЦРСИ, других центров и структур.
Этот вид учебно-научной деятельности особенно эффективен при работе со студентами несоциологических специальностей, т.е. при подготовке пользователей социологического знания. Главная черта фигуры пользователя в том, что он принципиально не ученый-исследователь, но грамотный профессиональный пользователь.
Он должен уметь извлекать конкретную пользу из уже готовых плодов социологической науки.
Рынок диктует необходимость провести различение в структуре своего предложения на подготовку пользователей и исследователей, причем, как показывает высокий уровень конкуренции, пользовательские специализации (регионоведение, организация работы с молодежью и пр.), будучи не ущемлено в своем престиже, привлекает львиную долю слушателей.
В-четвертых, это исследование так называемыми «качественными» методами, «case-study».
Стандартизованная, заранее разработанная проблемная ситуация моделируется преподавателем. Задача студента в ходе обучения - последовательно пройти все этапы исследования, используя различные неклассические комплекты социологического инструментария и получить адекватные промежуточные и конечный результат.
Данный вид исследования уже начал внедряться в практику обучения студентов социологов и имеет значительные перспективы.