Skip to main content Skip to search

5.4.4 Социальная структура, социальные институты и процессы

Форма(ы) подготовки: 
очная
Ведется набор
Язык обучения: 
Русский
Нормативный срок обучения очно: 
3 года
Аннотация направленности : 

5. "Социальные и гуманитарные науки"

5.4. "Социология"

специальность 5.4.4 «Социальная структура, социальные институты и процессы»,

            квалификация: «Исследователь. Преподаватель-исследователь»

 

Основная образовательная программа (ООП), реализуется СГУ на социологическом факультете по направлению подготовки  кадров высшей квалификации 5.4. «Социология», специальности 5.4.4 «Социальная структура, социальные институты, процессы» очной формы обучения.

Область профессиональной деятельности выпускника ООП ВО

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает научно-исследовательскую деятельность в следующих областях:

  • социальная структура, социальные институты и процессы.

Объекты профессиональной деятельности выпускника ООП ВО

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:

  • теории, раскрывающие сущность социальных процессов и отношений на различных уровнях социальной организации, общественных явлений, закономерностей общественного развития, механизмов социальных изменений в общемировом пространстве, в российском обществе и в региональных социальных пространствах, переходных эпох, стран, регионов, социальных общностей, сфер общественной жизни, социальных систем;
  • реальные социальные явления, связи, институты и процессы в глобальных, региональных и иных социально-экономических, социально-политических и социально-культурных системах, социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, их отражение в общественном сознании, а также результаты и способы воздействия на социальные общности и социальные отношения;
  • процессы социально-научного исследования, включающие методологию, методы и инструменты проведения научных исследований, техники анализа и систематизации информации, разработку моделей исследуемых процессов, явлений и объектов профессиональное деятельности, механизмы прогнозирования, проектирования и оптимизации социальных показателей, процессов и отношений, разработку методологии и инструментальных средств для социологического анализа в соответствии с условиями, целями и задачами.

Виды профессиональной деятельности выпускника ООП ВО

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

  • научно-исследовательская деятельность в области социальной структуры, социальных институтов и процессов;
  • преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Результаты освоения образовательной программы

Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения программы аспирантуры выпускник должен обладать:

универсальными компетенциями:

  • способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
  • способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
  • готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
  • готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
  • способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
  • способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

общепрофессиональными компетенциями:

  • способностью задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности (ОПК-1);
  • способностью определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности (ОПК-2);
  • способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования и к их развитию, к совершенствованию информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-3);
  • способностью определять перспективные направления развития и актуальные задачи исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии на основе изучения и критического осмысления отечественного и зарубежного опыта (ОПК-4);
  • способностью самостоятельно проводить научные социологические исследования с использованием современных методов моделирования процессов, явлений и объектов, математических методов и инструментальных средств (ОПК-5);
  • способностью использовать механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем (ОПК-6);
  • готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-7).

профессиональными компетенциями:

  • cпособность к организации научных и научно-прикладных исследований общества как сложной иерархизированной системы, находящейся в процессе функционирования, в контексте глобальных противоречивых тенденций и факторов, связанных с глобализацией и регионализацией (ПК-1);
  • способность обобщать и адаптировать  полученные знания о конкретном состоянии и уровне интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве современного российского общества, его отдельных элементов, их иерархической соподчиненности для  целей преподавания  социологических дисциплин  (ПК-2);
  • способность к планированию и осуществлению проектных, консалтинговых, мониторинговых  работ, проведению  экспертизы происходящих в настоящее время процессов трансформации социально-структурных отношений общества по различным критериям, новых форм социального расслоения, радикальных изменений в тенденциях и направлениях социальной мобильности, ценностных ориентаций личностей и групп, моделей их поведения (ПК-3).

 

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 

Для данной направленности на социологическом факультете созданы следующие условия для организации научно-исследовательской работы:

- факультет является филиалом Института социологии РАН РФ, тесно взаимодействует с социологическим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а также осуществляет информационное и научное взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Саратовской области в рамках научно-исследовательской и образовательной деятельности по изучению актуальных социально-экономических и политических проблем Саратовской области. Все это дает возможность преподавателям и аспирантам координировать проводимые научные исследования с учетом современных теоретико-методологических достижений в отечественной и мировой социальной науке, академическим изучением текущих социальных процессов и "проблемных областей" российского общества, а также верифицировать теоретическое обоснование, разработку и эмпирическую апробацию методических процедур и исследовательских техник, обеспечивающих повышение достоверности научной информации.

- научные руководители аспирантов, преподаватели, осуществляющие учебный процесс и аспиранты данной направленности имеют возможность принимать участие в научно-исследовательской работе по направлениям и темам кафедр.

- для организации и активизации проведения научных исследований проводятся научные семинары на кафедрах факультета, в которых активное участие принимают аспиранты данной направленности.

- аспиранты имеют возможность ежегодно участвовать в конкурсах на получение стипендии  Президента Российской Федерации.

Направление научно-исследовательской деятельности:

1.Интеграционные процессы современного российского общества: традиции, институты и практики.

2. Отечественная социология: диагностика социальных проблем российского общества.

3. Социальное пространство современного российского региона.

4. Молодежь в региональном пространстве.

5. Современные социальные практики заботы: консолидация идей и ресурсов.

Публикации НПР  за 2021/22 г.: монографии – 3; публикации в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ – 36, публикации  Skopus – 3; публикации в других издания – 20; учебно-методические издания – 6;

Публикации аспирантов (ВАК) – 6. Публикации в других изданиях -  6. Статьи в сборниках –  10.

Публикации аспирантов представлены в изданиях:

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология и Политология (ВАК): https://soziopolit.sgu.ru/

Ежегодная международная конференция, сборник публикаций «Дыльновские чтения 2022»:https://www.sgu.ru/conference/dylnovskie-chteniya-2022.

 

 

Научная база для исследований: 
• Центр региональных социологических исследований (ЦРСИ) https://www.sgu.ru/structure/sociological/regsocres • Учебная лаборатория демографических, конфликтологических и этноконфессиональных исследований СГУ https://www.sgu.ru/structure/sociological/socreg/uchebnaya-laboratoriya • Лаборатория социологических исследований и информатики СГУ https://www.sgu.ru/structure/sociological/structuresociological • Научно-методический центр по работе с молодежью социологического факультета СГУ https://www.sgu.ru/structure/sociological/socyouth/nauchno-metodicheskiy-centr-po-rabote-s-molodyozhyu • Кафедра социологии социальной работы: https://www.sgu.ru/structure/sociological/socsr • Кафедра социологии регионов https://www.sgu.ru/structure/sociological/socreg. • Кафедра истории, теории и прикладной социологии https://www.sgu.ru/structure/sociological/theohist • Кафедра социологии молодежи https://www.sgu.ru/structure/sociological/socyouth • Кафедра социальной информатики: https://www.sgu.ru/structure/sociological/socinf • Кафедра социологии социальной работы: https://www.sgu.ru/structure/sociological/socsr

Рабочие программы