В Саратовском университете запуск программы состоялся 5 сентября в центре «Точка кипения СГУ». Саратовский университет вошёл в список 126 пилотных вузов, которые приступили к реализации федеральной программы на своих площадках.
Старт программе дали заместитель председателя Правительства Саратовской области – министр образования региона М.И. Орлов, ректор СГУ А.Н. Чумаченко и руководитель ресурсного центра развития добровольчества и детско-юношеского движения ГБУ РЦ «Молодёжь плюс» Дарина Романова. Приняли участие в торжественном открытии проректор по учебной работе И.Г. Малинский, проректор по молодёжной политике и воспитательной работе А.В. Головченко, начальник Учебного управления С.В. Удалов, преподаватели, студенты и участники волонтёрского корпуса. Проводила мероприятие специалист по работе с молодёжью отдела развития молодёжных инициатив СГУ Мария Чевтаева.
С открытием проекта участников поздравил ректор СГУ А.Н. Чумаченко: «Сегодня мы запускаем новый образовательный модуль и открываем цикл лекций и практических занятий. Именно поэтому встреча проходит в рабочем формате в учебной аудитории нашей ''Точки кипения''. Для нас большая гордость, что мы вошли в число пилотных вузов программы. В конце года нам предстоит оценить свои возможности, методическую основу, содержание курса и то, над чем необходимо ещё поработать».
По словам ректора, программа станет значимой составляющей образовательного процесса. «Идея создания проекта возникла в сложившихся социально-экономических условиях в стране. Мы одновременно переживаем спецоперацию, экономическую войну за ресурсы и войну за умы молодёжи. И модуль “Обучение служением” в этой связи несёт важную функцию – воспитание патриотического мышления и социальной активности», – пояснил ректор.
Для СГУ участие в проекте – это ещё и социальный заказ региона в рамках третьей миссии университета. «У нас есть много наработок, опыт реализации регионального проекта ШМУ, волонтёрский центр, студотряды, молодёжные сообщества – все они станут платформой для реализации новых инновационных социально-значимых проектов», – подчеркнул Алексей Николаевич.
Заместитель председателя Правительства Саратовской области – министр образования М.И. Орлов обозначил потребности и заинтересованность региона в квалифицированных специалистах: «Студенческий резерв – это потенциал развития Саратова и области. В этом ключе воспитательная работа не менее важна, чем образование. Здесь сконцентрированы минимум теории и максимум практической составляющей. Профессиональные навыки имеют особенность устаревать, их необходимо постоянно развивать и совершенствовать, тогда как социальные компетенции остаются с вами навсегда и служат неотъемлемым базисом построения отношений в команде, рабочем коллективе, семье. Именно социальные навыки воспитывают социально зрелую личность».
О волонтёрской деятельности на территории региона говорила руководитель ресурсного центра развития добровольчества и детско-юношеского движения ГБУ РЦ «Молодёжь плюс» Дарина Романова: «Порядка 19% населения вовлечены в волонтёрские движения, в большинстве своём – это молодёжь. С появлением проекта “Обучение служением” эта деятельность приобретает особый, более значимый статус. А для участников – это прекрасная возможность получить навыки командной работы, обрести новые знакомства и быть причастными к созданию новых социальных продуктов».
По мнению командира Штаба студенческих отрядов СГУ, командира сводного студотряда при Губернаторе области Сергея Кулика, программа даёт возможность увеличить количество социальных проектов, в которых могут быть задействованы студенты вуза. «Здесь они смогут не только реализовать себя, но и помочь социально незащищённым слоям населения», – уверен Сергей.
Вторая часть мероприятия была посвящена практической работе и социальному проектированию. Студенты разбились на команды и решали задачи по заявленной тематике. Проводил тренинг проректор по молодёжной политике и воспитательной работе, эксперт «Росмолодёжь.Гранты» А.В. Головченко.
Программа «Обучение служением» запущена в российских университетах с сентября 2023 года. Она сочетает в себе изучение академических дисциплин с формированием навыков общественно-полезной работы в соответствии с получаемыми в университете профессиональными компетенциями, объединяет теоретическое обучение и практическую социально-значимую деятельность в единый образовательный процесс, позволяет каждому студенту получить профессиональный опыт через реализацию общественных проектов.
Программа вовлекает студентов в решение социальных задач в рамках учебного курса, практики, написания курсовых работ или диплома, позволяет образовательной организации совместно с социальными партнёрами улучшить мир, помогает обществу развиваться и повышать качество жизни.
Важно, что проектное обучение с социальным эффектом охватит разные группы специальностей: решать общественно значимые задачи будут гуманитарии, физики, будущие инженеры, маркетологи, управленцы, айтишники.