На конференции «Образование. Технологии. Качество» обсудили применение IT-технологий в образовании
В первый день работы X Научно-образовательного фестиваля «Неделя педагогического образования» открылась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Образование. Технологии. Качество». Она была посвящена Году педагога и наставника.
С 24 по 25 марта участники из 11 российских городов представляли свои доклады на дискуссионных площадках, общались и обменивались опытом. Всего в конференции приняли участие более 100 спикеров.
Организатором мероприятия выступил факультет КНиИТ и Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль». Конференция традиционно началась с пленарного заседания.
Предваряя работу конференции, декан факультета КНиИТ С.В. Миронов подметил, что вместе с ней начинается весна и весенние каникулы.
«Наша конференция – это не только дань традиции, но и возможность учителей, преподавателей обменяться опытом и мнением. Это ещё и возможность самореализации для наших будущих специалистов – магистрантов и аспирантов. На дискуссионных площадках они смогут проявить себя и представить результаты своих исследований. Я всем желаю плодотворной работы и хорошей, интересной конференции», – сказал Сергей Владимирович.
Заведующая кафедрой информационных систем и технологий в обучении Н.А. Александрова как модератор мероприятия объявила первого докладчика пленарного заседания. Им стала директор Высшей школы образования и психологии БФУ имени Иммануила Канта, доцент кафедры информационных систем и технологий в обучении СГУ М.В. Храмова, которая выступила с докладом «Учитель в эпоху ИИ: вызовы новой эпохи». Марина Викторовна анализировала, как развитие технологий, в частности нейросети, оказывают влияние на нашу реальность. По словам М.В. Храмовой, искусственный интеллект – инструмент, с помощью которого можно решать рутинные задачи, например, написать отчёт.
«Главный вызов, с которым мы всё чаще сталкиваемся, это вопрос активного вмешательства искусственного интеллекта в нашу жизнь. У всех на устах история о написании студентом дипломной работы с помощью нейросети. Всё больше и чаще люди пишут статьи и тезисы посредством чат-ботов. Скажу честно, я тоже использовала нейросети для выполнения бумажной работы, например, написала новость для университетского сайта», – поделилась своими наблюдениями и опытом М.В. Храмова.
Кроме того, в своём выступлении она обозначила плюсы и минусы внедрения искусственного интеллекта в работу педагога. Так, Марина Викторовна считает, что нейросети смогут создать оптимальный трек, с помощью которого можно выстроить правильную коммуникацию с учеником, найти к нему подход в образовательном процессе. При этом возможными негативными последствиями применения нейросетей могут стать минимизация человеческого общения, цифровое неравенство, защита персональных данных и вытеснение таких специальностей, как учитель иностранных языков и психолог. «Учитель – это нечто большее, чем передатчик знаний», – убеждена М.В. Храмова.
Доклад вызвал неподдельный интерес у аудитории, со всех рядов сыпались вопросы, на которые спикер с удовольствием отвечала.
Второе выступление было посвящено использованию метода проектов при обучении программированию учащихся 5-6 классов на примере создания электронной тетради. Доклад на эту тему представил учитель информатики школы №102 (Саратов) Е.Е. Качула.
«Когда школьник начинает делать первые шаги в программировании, то он с трудом себе представляет, зачем ему нужны эти коды и задачи. Мы пошли другим путём и предложили ему создать свой проект, с которым он сможет выступить перед одноклассниками. Так появилась электронная тетрадь «Юрок». Это как обычный урок, но только намного интереснее», – сказал Евгений Евгеньевич.
Проект «Юрок» – это программа, написанная на языке программирования Python 3.9, она содержит в себе 6 задач. В развивающей игре есть свой персонаж. Игрок должен помочь ему решить логические и математические задачки.
«Нужно сделать уроки интереснее, для этого необходимо давать разноплановые задачи, которые будут вызывать эмоциональный отклик у учеников. В этом случае эмпатию вызывает любимый герой, которому нужно помочь. Помогая ему, ученик развивается и учится, но в игровой форме», – объяснил Е.Е. Качула.
Третьим докладчиком стала заведующая кафедрой информационных систем и технологий в обучении, доцент Н.А. Александрова. Она подготовила выступление на тему: «Технологии социального проектирования как средство мотивации для обучения».
Спикер подробно разобрала понятие «мотивация», обозначила типы мотивации и объяснила, что такое «внутренняя побудительная сила». Помимо того, Наталья Алексеевна назвала те проблемы, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели. Среди них оказались: подача сугубо теоретизированных знаний, малое количество коллективных заданий, ограничение связи «преподаватель – студент», отсутствие внимания к личным мотивам обучения и развитию талантов студентов. У этой проблемы, по словам Н.А. Александровой, есть два решения – вовлечение в обучение и практико-ориентированность.
Значительная часть доклада Натальи Алексеевны была посвящена проектам, которые были реализованы со студентами СГУ в рамках социального проектирования. Например, во время проекта «Вижу мир сердцем» студенты привлекались к работе с детьми с нарушениями зрения. Были рассмотрены возможности включения студентов в образовательную деятельность посредством следующих проектов «IT-образование для детей с ОВЗ», «Инклюзивный креатив», «Цифровая грамотность особенных детей и их родителей» и «Цифровой инноватор: от школьных практик до отечественных IT-компаний», реализуемых при поддержке Фонда президентских грантов.
Заинтересованные слушатели задавали Н.А. Александровой большое количество вопросов, на которые они тут же получали ответы.
Далее состоялись дискуссионные площадки «Модернизация системы образования в контексте цифровой экономики», «Информационные технологии в работе с различными категориями обучающихся» и «Цифровая кафедра СГУ: IT-разработки для педагогического образования». Выступления докладчиков проходили в смешанном формате. Спикеры из других городов России 24 и 25 марта присоединялись к обсуждению темы «Информационные технологии в работе с различными категориями обучающихся».