Делегация от СГУ выступила на форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете»
Ректор СГУ А.Н. Чумаченко, сотрудники факультета ППиСО и ИФиЖ приняли участие во II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете». Событие проходило в рамках комплекса мероприятий РАО, посвящённых Году педагога и наставника.
Мероприятие, проходившее в Москве с 21 по 22 марта, приурочено сразу к двум круглым датам – 80-летию Российской академии образования и 200-летию со дня рождения основателя отечественной научной педагогики К.Д. Ушинского. Организаторами всероссийского форума выступили Министерство науки и высшего образования РФ и Российская академия образования.
Пленарное заседание открыли президент РАО О.Ю. Васильева, заместитель министра науки и высшего образования Д.В. Афанасьев, научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО Е.И. Казакова.
Участниками крупного события стали представители профильных федеральных органов исполнительной власти, ректоры российских классических и педагогических университетов, руководители научных центров и инновационных площадок РАО, учителя и преподаватели. На форуме нашлось место и для молодых исследователей, которые работают в области наук об образовании.
В состав делегации от Саратовского университета, которую возглавил ректор А.Н. Чумаченко, вошли декан факультета ППиСО Т.Г. Фирсова, заведующая кафедрой методологии образования Е.А. Александрова и заведующая кафедрой русской филологии и медиаобразования на базе МОУ ГЭЛ О.И. Дмитриева. Каждый из них принял активное участие в работе секций и дискуссионных площадок.
В качестве члена научного совета по вопросам воспитания отделения философии выступила с докладом Е.А. Александрова. Екатерина Александровна рассказала о современных формах мотивации и самоопределения молодёжи в педагогической профессии. С помощью своего выступления она обозначила проблему педагогической миссии российских классических университетов.
Основной задачей форума была разработка основных векторов развития педагогического образования, а также подготовка предложений в области развития педагогической науки и педагогических кадров для системы образования. Формирование этих предложений происходило на дискуссионных площадках. Так, О.И. Дмитриева приняла участие в дискуссии в рамках секции «Роль классических университетов в подготовке учителей для региональных образовательных систем». Ольга Ивановна рассказала о сложившейся в СГУ системе педагогического образования, об её особом месте в рамках программы «Приоритет 2030» и разных форматах педагогического взаимодействия вуза и региона, обозначила место и роль школьной базовой кафедры в структуре классического университета.
На форуме прошли дебаты молодых учёных «Педагогическая наука в зеркале будущего». К обсуждению личностных и профессиональных качеств, которые необходимы современному педагогу, подключилась и Т.Г. Фирсова. Во время дебатов внимание было уделено актуальной теме, возникшей на фоне активного развития нейросетей и других IT-технологий. Участники делились своими предположениями по поводу противостояния учителя и искусственного интеллекта и попытались найти ответ на вопрос: «Кто из них победит?».
«Наибольший интерес у меня вызвало обсуждение стратегий опережающей подготовки учителя. Это пересекается с работой нашего университета в рамках виртуального педагогического класса, «Школы абитуриента-педагога СГУ», которая уже 24 марта распахнёт свои двери во время научно-образовательного фестиваля «Неделя педагогического образования». Опережающая подготовка учителя – это прекрасная форма популяризации педагогической профессии», – рассказала декан факультета ППиСО Т.Г. Фирсова.
В рамках второго дня форума А.Н. Чумаченко участвовал в совещании руководителей организаций высшего образования «Ключевые приоритеты развития педагогического образования в российском университете». После перерыва под председательством Е.И. Казаковой прошло открытое заседание рабочей группы ФУМО по высшему педагогическому образованию «ФГОС 4.0». В обсуждении вопросов, касающихся перехода на специалитет, структуры и специфики магистратуры, форм итоговой аттестации, приняли участие О.И. Дмитриева и Т.Г. Фирсова.
«Слушая коллег из других регионов, мы ещё раз убедились в том, какой у нас хороший университет! Мы делаем всё, что делают и другие вузы. Но в СГУ есть и то, чего нет ни в одном высшем учебном заведении, и это очень большой плюс для нас. Я горжусь тем, что работаю в Саратовском университете», – подытожила своё впечатление о форуме Е.А. Александрова.
Ознакомиться с программой Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете», а также посмотреть запись трансляций можно здесь.