Skip to main content Skip to search
Например: 22.09.2024

В этот день не публиковалось новостей

На встрече Педкласса поговорили о хорошей речи и школьных проектах

24 ноября, 2023 - 13:10

На встрече Педкласса поговорили о хорошей речи и школьных проектах

Авторы:
Текст: 
Даниил Пронин
Елена Елина
Фото: 
Виктория Викторова

В четверг, 23 ноября, состоялась очередная встреча учеников Педагогического класса СГУ. В аудитории собрались школьники из Саратова и Энгельса, к онлайн-трансляции подключались старшеклассники из Саратовской области, Луганской Народной Республики. Озвучила результаты домашнего задания и представила лекторов завуч Педкласса СГУ О.В. Прозорова.

В первой части занятия профессор кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного А.В. Дегальцева познакомила школьников с приёмами эффективного общения: «Наша жизнь постоянно меняется, появляются новые виды и способы общения. Но представления о хорошей речи и эффективной коммуникации остаются неизменными. Это качество позволяет достигать целей и задач в самых разных ситуациях».

А.В. Дегальцева показала школьникам кодовую модель коммуникации, объяснила задачи адресата и адресанта. Отдельно Анна Владимировна остановилась на пояснении причин коммуникативной неудачи. Затем А.В. Дегальцева привела критерии эффективной речи, которые были сформулированы в ряде работ лингвистов Б.Н. Головина, О.Б. Сиротининой, Г.Г. Полищук, В.Е. Гольдина и других. К свойствам хорошей речи относятся правильность, точность, чистота, ясность, уместность.

Школьникам предложили на примерах различных высказываний объяснить причины коммуникативной неудачи, выделить ошибки и неточности в репликах. А.В. Дегальцева объяснила важность принципов кооперации и вежливости в общении, поделилась приёмами ораторского искусства.

Во второй части встречи заведующий кафедрой метеорологии и климатологии М.Ю. Червяков рассказал, как школьные проекты могут развиваться в университете и на всероссийском уровне.

«Сегодня мы немного погрузимся в мир моей науки – метеорологии. Через призму географии мы попробуем найти точки соприкосновения с педагогикой, поймём, что можно использовать в учительской деятельности для разнообразия внеурочной активности», – отметил М.Ю. Червяков.

М.Ю. Червяков предложил школьникам создать проект «Небо Педагогического класса». Каждый ученик Педкласса СГУ в течение недели сделает фотографию неба и опубликует её на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» со специальным хештегом. Школьники будут должны определить вид своего облака по специальному атласу. Затем кадры войдут в общий коллаж. Участники встречи с особым воодушевлением отнеслись к идее: предложили дополнить фотографии музыкальным рядом, добавить на каждый снимок имена авторов.

Максим Юрьевич объяснил, что в Саратовском университете преподаватели ведут активную работу со школьниками, помогают им в осуществлении проектов. Среди проектов географического факультета, в которых принимали участие ученики школ региона, – «Геолекторий», «Метеорологика», «Online-meteo» и другие.

Старшеклассники могут совершать выходы на природу с целью проектной деятельности: делать аудиодорожки из голосов птиц, исследовать растения и даже проводить социологические опросы. Максим Юрьевич объяснил, что проекты из разных областей знаний можно объединять и выполнять коллективно.

В конце М.Ю. Червяков дал напутствие будущим учителям: «Педагог должен выявлять сильные стороны учеников. Школьные проекты прекрасно позволяют это делать. Важно понимать особенности подопечных, разбираться в тонкостях их психологии. Тогда в ученике открывается целый мир!».

По традиции образовательная встреча Педагогического класса СГУ завершилась общей фотографией. Проект реализуется как часть университетского стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» программы развития «Приоритет 2030».