Работа стратегических проектов СГУ «Приоритета 2030» презентована экспертам «Социоцентра»
В Саратовском университете 13 июня прошла установочная сессия и презентация стратегических проектов СГУ программы «Приоритет 2030» перед специалистами «Социоцентра».
Заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Медицинского института РУДН Т.Х. Фатхудинов выступил с докладом «Зеркало приоритета». Тимур Хайсамудинович представил результаты проведения выездных проектно-аналитических сессий в университетах – получателях базовой части гранта «Приоритета 2030», обратив внимание на основные проблемы, которые были выявлены в вузах. Т.Х. Фатхудинов поделился рекомендациями по работе вуза в рамках программы.
Ректор А.Н. Чумаченко презентовал программу «Приоритет 2030». Предваряя доклады учёных университета, Алексей Николаевич рассказал о том, как на уровне вуза зарождалась программа и её стратегические направления.
Возможность междисциплинарной подготовки с учётом регионального аспекта ректор назвал важной спецификой университетского образования. Появились новые запросы экономики, на которые университет должен оперативно реагировать.
Миссией СГУ А.Н. Чумаченко определил работу над прикладными исследованиями с ориентиром на импортозамещение, раскрытие и развитие потенциала молодёжи. Целью университета обозначена востребованность стратегических проектов на федеральном и мировом уровне и выстраивание тесного взаимодействия с индустриальными партнёрами.
Проректор по научной работе и цифровому развитию А.А. Короновский в своём докладе объяснил, из чего складывается финансирование научной деятельности в СГУ, с какими трудностями университет сталкивается в процессе реализации исследовательских проектов. Алексей Александрович показал цитируемость научных публикаций СГУ по разным областям знаний и показатель индекса Хирша.
А.А. Короновский напомнил, что в этом году университет выиграл два гранта РНФ на проведение исследований научными лабораториями мирового уровня: «Наноразмерные многофункциональные устройства магнонной логики и резервуарных вычислений на спиновых волнах в периодических магнитных гетероструктурах» и «Пилотная технология фотомодуляции иммунной системы мозга животных и человека: инновационные стратегии в терапии болезни Альцгеймера».
Затем учёные университета – руководители стратегических проектов рассказали о целях и задачах в своих направлениях, достигнутых показателях, закупках необходимого оборудования и обозначили возможные риски.
Руководитель Научного медицинского центра В.В. Тучин презентовал стратегический проект «Технологии персонализированной медицины», цель которого – выход на передовые мировые позиции в области высокотехнологичной персонализированной медицины на основе трансдисциплинарных методов и технологий. Учёные работают над новыми методами и технологиями диагностики, мониторинга и лечения социально значимых заболеваний, над математическим моделированием и анализом сигналов живых систем, прорывными технологиями для нейрорегенеративной медицины, созданием образовательного медицинского кластера.
Заместитель директора Института физики по научной работе, заведующий научной лабораторией «Умного сна» А.В. Слепнёв представил стратпроект «Инфокоммуникационные технологии и элементная база терагерцовой микро- и наноэлектроники». Его цель – достижение передовых мировых позиций в сфере разработки и производства новой элементной базы микро- и наноэлектроники, магноники и спинтроники на основе новых перспективных материалов. В рамках проекта налажено успешное взаимодействие с предприятиями ОПК.
Частью проекта является создание учебно-научной лаборатории «Межфакультетский технологический фаблаб "Цифровые интегративные биоинженерные системы"», о которой подробно рассказал заведующий кафедрой динамического моделирования и биомедицинской инженерии А.С. Караваев. Комплекс включает в себя образовательный и научный компонент. Большое внимание в развитии проекта уделяется работе с молодёжью.
О проекте «Химия и новые материалы» эксперты «Социоцентра» узнали из доклада директора Института химии И.Ю. Горячевой. Цель, которая стоит перед учёными – выход на передовые мировые позиции в области разработки перспективных наноматериалов, покрытий, биологически активных веществ, химических технологий нового поколения для промышленности, энергетики, медицинских и экологических исследований. Важной составляющей проекта стала разработка учебных программ по заказу предприятий, с которыми СГУ сотрудничает не первый год.
Цель стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» – переформатирование национальной системы непрерывного образования учителя и вузовского преподавателя с учётом новых социальных вызовов. Об этом говорила в своём выступлении руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина.
Елена Генриховна подчеркнула, что эти идеи легли в основу виртуального педагогического класса, а также Центра поддержки молодых учителей «CONSILIUM». Таким образом, в университете реализуется система образования от профориентационной работы со старшеклассниками до сопровождения молодых учителей. Стратпроект включает и массу других значимых мероприятий для педагогов.
Начальник Учебного управления С.В. Удалов раскрыл особенности образовательной политики СГУ. Саратовский университет как классический вуз представляет широкий спектр образовательных программ – более 300 направлений разного уровня подготовки. Линия обучения выстроена от работы со школьниками в Институте довузовского образования до получения допквалификации в Институте дополнительного профессионального образования.
Другие возможности, которые предоставляет университет своим студентам, – это междисциплинарная интеграция в образовании, сетевое взаимодействие и мобильность обучающихся, проектное обучение, навыки социального и технологического предпринимательства, дополнительное образование, расширение спектра междисциплинарных компетенций.
Начальник Управления цифровых и информационных технологий Л.В. Бессонов обозначил политику цифровой трансформации университета. Её основные направления – развитие и модернизация аппаратной и программной инфраструктуры и переход к новым бизнес-процессам.
Каждый доклад вызвал живое обсуждение и заинтересованность со стороны экспертов «Социоцентра». Докладчикам были заданы десятки самых разных вопросов.
14 июня после установки на проектно-аналитическую сессию начинается работа сотрудников университета в группах.