Skip to main content Skip to search

«Студенческая весна» ИФиЖ прошла в формате вербатим

21 March, 2016 - 13:03

«Студенческая весна» ИФиЖ прошла в формате вербатим

Authors:
Text: 
Александра Дьякова
Photo: 
Виктория Викторова

19 марта на сцене X корпуса СГУ свою программу «Студенческой весны» презентовал Институт филологии и журналистики. На этот раз «Экспериментальный театр ИФиЖ» («ЭТИ») подготовил выступление в формате вербатим. На афишах мероприятия участники сразу поместили объяснение: «Вербатим – документальный театральный жанр. Пьеса создаётся из интервью актёров с реальными людьми, дословно расшифрованных и точно воспроизведённых на сцене». Перед началом представления зрителям показали видеоролик с репетиций «ЭТИ», в котором режиссёр Наталия Акимова и объяснила авторскую идею.

На сцене были расположены необычные декорации – восемь белых дверей. За каждой из них находился человек, у которого своя судьба, своё мнение, мысли о чём-то важном. Например, о том, что такое норма и существует ли она. Именно этот вопрос и лёг в основу спектакля.

Из дверей по очереди появлялись герои. Первым на сцену вышел Дмитрий Кажуро. Он представил историю актёра Данила, для которого нормой оказывается родительское мнение, которое диктуется ему и навязывается с раннего детства.

Как только актёр скрылся за одной из дверей, из другого проёма вышла девушка-медик в исполнении Марии Савчук. Героиня заявила, что основная проблема века кроется в людях, которые опускают руки и плывут по течению. Сама девушка убеждена, что в современном мире людям не нужно говорить о своих слабостях, иначе ударят по самому больному месту: «Я могу показать, на что я способна, но на что я способна, не видел никто. Это мои тузы в рукаве». Нормы для неё не существует, потому что мир, в котором «люди дерутся за сидение в автобусе», априори ненормален.

Роль преподавательницы французского языка исполнила Дарья Мазепова. Героиня рассказала о непростой судьбе своей семьи в эмиграции, о возвращении вместе с родителями в Советский Союз. Несмотря на то, что она очень любит Францию, домом считает всё-таки Россию, хоть любовь к этой стране ей и «привили»: «Всё здесь мой дом».

Далее на сцену вышел Сергей Курицын. Он играл молодого парня, последовавшего за мечтой детства и ставшего художником. Герой пробовал себя в разных сферах, в том числе в графическом дизайне, и, наконец, понял, что должен создавать настоящее искусство. «Нельзя метаться из стороны в сторону, ища своё. Твоего на этом свете нет. Нужно всё строить самому», – считает художник.

Для следующей героини, парикмахера Алёны (Надежда Лисенко), не норма – это «грабить и убивать». Она говорила о том, что каждый человек сам решает, что правильно, а что нет. В пример она привела стандарты своей мамы, по которым главное в жизни – выдать дочь замуж за обеспеченного человека. Алёна не хочет спорить с ней, она признаётся, что многого не рассказывает своей матери. Начиная с единичного примера, она приходит к тому, что и обществу лучше быть в неведении: «Общество наше – слабый организм, чем меньше оно знает – тем лучше». В выпускном классе девушка хотела стать переводчиком, ей казалось, что впереди её ждут только радостные свершения. Яркий танец и песня «Розовый фламинго» в исполнении героини олицетворяют её детские мечты.

Герой Антона Ефимцова – вокалист Миша – говорит о норме в современных семьях. Он считает, что в наше время женщины стали намного сильнее мужчин. Эта проблема появилась из-за неправильного воспитания: матери, сдувая пылинки со своего чада, в итоге растят слабохарактерного человека, которым во взрослом возрасте начнут умело управлять.

Когда вокалист исчез в дверном проёме, на сцене появился новый герой – телеведущий Андрей (Денис Ладонкин). Молодой человек вспоминает, что в школе его никто не замечал, но потом он начал меняться и сейчас пытается разобраться, что же подвигло его к такому «рывку». На вопрос, важны ли для него материальные ценности, герой отвечает отрицательно: «Главное, чтобы ценные люди были рядом». Слова героя в виде бегущей строки транслируются на декорации. Аудитории становится понятно, что ответы на все вопросы давно уже заготовлены ведущим.

Молодой преподаватель Ира (Ксения Зубанова) размышляет о том, что ученики для неё – целый мир, а без любви мира нет. «Всё есть любовь». Героиня вспоминает, что подруги посмеялись над ней, когда она призналась, что загадывает желания не как все – на Новый год, а когда видит в небе самолёт. Действительно важной мечтой она считает ту, которая была у неё в детстве – у Деда Мороза девочка попросила кукольный дом. Сегодняшние мечты не такие лёгкие и выполнимые.

Следующая героиня – психолог Даша – говорит, что «нормально одно, ненормально другое. Это связано с самим человеком, с его окружением, с представлением о понятиях “хорошо” и “плохо”». То, что может быть ненормально в определённое время, общество легко сможет оправдать в другое.

Герой Владислава Попова – надзиратель Максим – в своих рассуждениях приходит к выводу, что в тюрьме есть нормальные люди, которые попали туда по случайности, и это все понимают. Героя раздражает, что многие считают, будто работать надзирателем просто и не пыльно. По словам Максима, служба в тюрьме тяжело переносится психологически. Слыша истории заключённых, контактируя с ними каждый день, он постоянно испытывает стресс. «Но я начал ходить в кино, в театры, жить обычной жизнью. Я хочу доказать, что и с такой работой можно быть нормальным», – говорит герой.

На сцене появился новый персонаж – танцовщица Саша (Жанна Савенкова). Девушка утверждает, что не имеет комплексов, а работа в клубе её ничуть не смущает. Она недоумевает, почему все люди вокруг осуждают её за манеры и вызывающий внешний вид, ведь она никому не делала плохого. Сашина работа мечты – быть обнимателем панд, потому что от этого хорошо всем – и ей, и животному, и окружающей природе.

Следующий герой – танцор Артём (Никита Курлаев) – считает, что жизнь человека состоит из аксиом. И самая важная из них – иметь мечту, ведь она всегда будет прекрасна и возвышенна. Сам Артём хочет жениться, завести семью и детей; в этом и кроется счастье. Как метафора выглядит ещё одна мечта героя: «Я танцор, у меня было много травм, всегда очень болит колено. Так вот, я хочу просто пробежаться. Пробежаться так, чтобы потом у меня ничего не болело».

Каждая история отделялась от другой перебивками: три девушки представляли небольшие танцевальные номера, пластикой движений подчёркивая ключевые моменты рассказа героя. После того, как истории закончились, зал увидели видеоролик, в котором лица быстро сменяли друг друга. Это были студенты, пенсионеры, дети, рабочие – все они отличались друг от друга внешне и, конечно, внутренне. Одновременно с видеофрагментом зрители услышали стихотворение Агнии Барто «Ярлычок», в котором говорилось о том, что не нужно клеймить человека, приписывать ему какие-то свойства, вешать ярлыки. В конце представления все восемь дверей поднялись над сценой и зависли в воздухе – теперь никаких рамок и преград между людьми не осталось.

Режиссёр спектакля Наталия Акимова поделилась своими размышлениями о жанре: «Перед тем, как делать выступление в формате вербатим, я посмотрела записи постановок, которые нашла в Интернете. У меня возникла мысль поставить подобное на сцене СГУ. Могу сказать, что это очень честный жанр, часто резкий и задевающий зрителя, вызывающий диссонанс, и этим он хорош. Тут зритель не может сказать: “Мне не нравятся тексты этого автора, он пишет глупости”. Даже если это глупости, то они принадлежат живому человеку, который действительно так думает».

Творческий коллектив «Студенческой весны» ИФиЖ представил на суд зрителей совершенно новый формат спектакля, за что и был вознаграждён бурными аплодисментами и положительными отзывами.